Потехин, Алексей Антипович


Алексей Антипович[4] Потехин (1 (13) июля 1829 — 16 (29) октября 1908) — русский драматург и романист. Отец актрисы Раисы Потехиной.

Родился 13 июля 1829 года в городе Кинешме Костромской губернии в семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834—1896) и адвоката Павла (1839—1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию. В 1846—1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее, за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом» был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х — начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями — Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. — принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича; исследовал Поволжье. В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров.

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике». Затем в «Москвитянине» появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы» известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии.