Роберти, Эрколе де


Эрколе де Роберти, Эрколе Феррарец, Эрколе да Феррара (итал. Ercole de Roberti, Ercole Ferrarese, Ercole da Ferrara; ок.1450 — 1496) — итальянский живописец периода кватроченто (раннего итальянского Возрождения) феррарской школы[1].

Об этом художнике известно немного. Картины Эрколе редки. Его жизнь была коротка, и многие из его работ впоследствии были уничтожены. Известно, что Эрколе был учеником Герардо да Виченца и последователем Козимо Туры и Франческо дель Коссы. Как и они, он был одним из главных представителей феррарской школы, группы художников, действовавших по заказам семьи д’Эсте в Ферраре. Подростком он вместе с другими мастерами работал над фресками Палаццо Скифанойя в Ферраре, возможно, его рукой сделана часть росписей: фигур и пейзажного фона[2].

К 1473 году Эрколе покинул Феррару и работал в Болонье в мастерской Франческо дель Коссы. По сведениям Дж. Вазари, Эрколе также учился у Лоренцо Косты в Болонье, но это кажется маловероятным, поскольку он был старше Лоренцо на несколько лет. Из-за ошибки Вазари художника долгое время путали с Эрколе Гранди (Эрколе да Феррара, или Эрколе ди Джулио Чезаре Гранди), работавшим в Болонье, но несколько десятилетий спустя.

В Болонье Эрколе де Роберти трудился вместе с Коссой над алтарем церкви Сан-Ладзаро (разрушена во время Второй мировой войны). Для «Полиптиха Гриффони» в базилике Сан-Петронио в Болонье он написал пределлу алтаря «Чудо Святого Винсента Феррер» (ок. 1473, ныне в Пинакотеке Ватикана).

В 1479 году он вернулся в Феррару и вместе с братом Полидоро и ювелиром Джованни ди Джулиано да Пьяченца открыл ювелирную мастерскую. В 1480 году Эрколе создал большой алтарь с образом Мадонны с Младенцем на троне и святыми для церкви Санта-Мария-ин-Порто в Равенне, который сейчас находится в Пинакотеке Брера в Милане. В этом произведении очевидно воздействие Антонелло да Мессины и Якопо Беллини. Портреты Джованни II Бентивольо и Джиневры Бентивольо, приписываемые Эрколе де Роберти (ок. 1480), находятся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

В 1487 году Эрколе сменил Козимо Туру в должности придворного художника семьи д’Эсте в Ферраре. Он создавал картины, фрески, декорации для приёмов и архитектурные проекты. Его роль, по-видимому, выходила далеко за рамки творчества: он сопровождал Альфонсо д’Эсте во время визита вежливости, чтобы отдать дань уважения новому папе Александру VI Борджиа, на дочери которого Лукреции несколько лет спустя Альфонсо женился, художник работал декоратором на свадьбе Изабеллы д’Эсте в Мантуе.