Автомобильная промышленность Германии


Автомобильная промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике Германии. В период с 2017 года производство автомобилей в Германии сокращается. В 2021 году на территории страны было произведено 3,3 млн. автомобилей[1]. Начиная с середины 1950-х гг., Германия является лидером в европейском производстве автомобилей, а в мире в 2022 году ФРГ заняла 6-ое место, уступая Китаю, США, Японии, Индии и Южной Корее. В 2021 году в этой отрасли было занято 786 тыс. человек[2].

Германия считается родиной автомобиля в современном понимании (хотя первые паровые локомобили (рутьеры) и дилижансы появились в Англии и Франции ещё в первой половине XIX века): в 1870-х Карл Бенц и Николаус Отто независимо друг от друга изобрели двигатель внутреннего сгорания, усовершенствованный в начале 1880-х Готтлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом; в 1885 году Бенц установил двигатель на лигроине на трёхколёсный экипаж, а в 1886 году двигатель такого же типа (на бензине) установил на четырёхколёсный экипаж Даймлер – оба этих транспортных средства признаны первыми в мире запатентованными автомобилями. В 1894 году фирма Бенца выпустила первый в мире развозной фургон, а в 1895-м – автобус с ДВС. В 1896 году фирма Даймлера первой в мире создала таксомотор и грузовик.

До Первой мировой войны немецкий автопром развивался с отставанием от европейской автомобильной промышленности, прежде всего Англии и Франции, не говоря уже о бурно развивавшемся автопроме США. Так, в 1913 году в Германии было выпущено только 19 743 автомобиля всех типов, из которых 12 400 – легковых. Во время войны автомобильная промышленность Германии испытывала дефицит сырья и рабочих рук, сократив производство к 1918 году до минимума.

Американский экономист Роберт А. Брэди подробно описал движение за рационализацию, которое сформировало немецкую промышленность в 1920-х, и хотя его общая модель трансформации и применима к автомобильной промышленности, но этот сектор оставался в плохом состоянии все годы существования Веймарской республики в 1918-1933 гг. Медленное развитие немецкой автомобильной промышленности в межвоенный период сделало немецкий рынок открытым для крупных американских автопроизводителей, таких как Ford Motor Company (которая учредила в Кёльне свою дочернюю компанию Ford-Werke в 1925 году) и General Motors (которая приобрела немецкую компанию Opel в 1929 году).

Тем не менее, достижением немецкого автопрома мирового значения в этот период стало внедрение в 1923-24 гг. фирмами Benz и MAN дизеля на грузовиках и автобусах, а также тракторах.

В 1926 году Карл Бенц и Пауль Даймлер (сын Готтлиба Даймлера) объединили свои компании в единый концерн Daimler-Benz, выпускающий и поныне автомобили под брендом Mercedes-Benz. Компания BMW была основана в 1916 году (как авиамоторостроительная компания), но выпуск автомобилей начала только в 1928 году.