Берке


Берке (монг. Бэрх хан, тат. Бәркә, Бәркәй, Bärkä, Bärkäy, Бэрхэ[2], Берка[3], Беркай[4]; 12091266) — пятый хан Улуса Джучи (1257—1266), сын Джучи, внук Чингис-хана.

Первым из монгольских правителей принял ислам. Воевал против своего родича — чингизида Хулагу, ильхана Ирана, вступив в союз против него с египетскими мамлюками. Продолжал политику своего брата Бату-хана по сохранению целостности и укреплению самостоятельности улуса, который к концу правления Берке стал фактически независимым от великого хана государством. Укрепил иго Золотой Орды над русскими княжествами.

Берке был третьим сыном хана Джучи. Существуют противоречия о его ранней жизни и точной дате рождения. Его матерью считают Хан Султан, взятую в плен монголами хорезмийскую царевну, ставшую женой Джучи и матерью его трёх детей. Этими детьми считают Берке, Беркечара и Бури (Мухаммеда). Советские историки считали по восточным трудам 1221 год рождения[5]. В 1229 году он, как и другие чингизиды, участвовал в курултае, провозгласившем великим ханом Йекэ Монгол Улус Угэдэя. Берке командовал одним из подразделений монгольской армии, выступившей в 1236 году под предводительством Бату в западный поход. Он удачно действовал против кыпчаков, захватив в плен военачальников Арджумака, Куранбаса и Капарана.

После вторжения в Восточную Европу Бату-хан возвратился на нижнюю Волгу (1242 год), которая стала центром разросшегося Улуса Джучи. Берке получил во владение одну из его частей, охватывавшую северокавказские степи. Он пользовался выгодами от торговых путей, проходивших из Ирана и Малой Азии через Дербент. В 1254 году Бату, забрав эти владения себе, приказал Берке передвинуться к востоку от Волги[6][7].

Видимо, к 1240-м годам относится обращение хана Берке в ислам[8]. Уже на всемонгольском курултае 1251 года в знак уважения к присутствующему Берке животных для пира резали по мусульманскому обычаю[9]. Гийом де Рубрук, посетивший ставку Берке в 1253 году, сообщает, что там было запрещено есть свинину. Рубрук, правда, сомневался в искренности Берке, говоря, что он «выдаёт себя за Сарацина»[6]. Усман Джузджани, обычно, впрочем, преувеличивающий успехи ислама среди монгольских правителей, сообщает, что Берке с юных лет обучался Корану под руководством одного имама в Ходженте, а ислам ханафитского толка принял от суфийского шейха Сайф ад-Дина Бохарзи, жившего в Бухаре.