Большая церковь Зимнего дворца


Большая церковь Зимнего дворцадомовая церковь русской императорской семьи, расположенная в главной резиденции императоров всероссийскихЗимнем дворце в Петербурге. После отречения Николая II, с июля 1917 года национализирована Временным правительством[1] вместе с остальными помещениями дворца; после объявления 30 октября (12 ноября) 1917 года Эрмитажа и Зимнего дворца музеями[2] — один из залов Государственного Эрмитажа, открытых для посещения. Домовая церковь Зимнего дворца — одно из немногих помещений, в котором после пожара 1837 года архитектор В. П. Стасов в 1839 году возобновил интерьеры первоначального рококо, спроектированные создателем четвёртого Зимнего дворца Франческо Бартоломео Растрелли.

Домовая церковь размещена в юго-восточной части второго этажа Зимнего дворца, примерно на том же месте, где до пожара 1837 года находилась церковь при дворце Анны Иоанновны, заложенная 14 октября и освящённая 19 октября 1735 года архиепископом Феофаном Прокоповичем. На момент закладки храма у архитектора Растрелли ещё не сложился окончательно замысел всего нового Зимнего дворца Елизаветы Петровны.

В январе 1756 года мастер Эйгер начал изготавливать деревянную модель купола, к отделке же интерьера приступили лишь несколько лет спустя: Растрелли представил одобренный чертёж «лепному и живописному украшению» церкви в 1759 году[3].

По своему решению дворцовая церковь не отвечала ни древней крестово-купольной схеме, ни базиликальному типу храма. Зодчий создаёт единый интерьер подобный дворцовому залу. Соединённые с массивом стены подкупольные пилоны расчленяют помещение на трапезную, подкупольную и алтарную части. Растрелли тщательно проектировал мельчайшие детали отделки: так, для овального церковного окна он исполнил не только эскиз наружного наличника, но и чертёж переплёта с резными деталями. Иконостас он насыщает таким же убранством, как и весь церковный интерьер. Резьба и живопись здесь сливаются воедино с живописью и лепкой парусов стен, а подпружная арка над алтарём удачно завершает всю композицию.

Купола расписывали итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарную часть — Д. Венерони; лепка — Дж. Б. Джани. Евангелистов в парусах и плафон «Воскресение Христово» в притворе написал Ф. Фонтебассо. Трёхъярусный иконостас, сени и кафедру по эскизам Растрелли выполнили резчики И. Дункер и Л. Роллан. Иконы для иконостаса исполнили И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков.

Поскольку к 6 апреля 1762 года, когда архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) освящал новое здание дворца, отделка домовой церкви ещё не была завершена, вместо неё он освятил временную церковь во имя Воскресения Христова (Воскресенская церковь). Освящение же постоянной домовой церкви во имя Нерукотворенного образа Спасителя произвёл 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил.