Босс, Абрахам


Абрахам (Абраам) Босс (фр. Abraham Bosse; 1604, Тур — 1676, Париж) — французский гравёр, ученик и подражатель Жака Калло, мастер офорта и композиций бытового жанра. Академик Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1648).

Абрахам Босс родился в Туре в 1604 году, в семье Луи Боссе, портного немецкого происхождения, лютеранского вероисповедания (эмигранта-гугенота) и Мари Мартине[1].

С 1620 года он учился у гравёра Мельхиора Тавернье. Первые из известных его гравюр, выполненных в подражание «Jardinières du lorrain» Жака Белланжа, датируются 1622 годом. В 1629 году Абрахам Босс встретил в Париже выдающегося рисовальщика и гравёра Жака Калло, и эта встреча оказалась судьбоносной для Абрахама Босса. Он стал помощником и другом Калло, и, несомненно, попал под его влияние[2].

9 мая 1632 года он женился на Катрин Сарраба. Архитектор, чертёжник и геодезист Жерар Дезарг в то время открыл в Париже частную школу для обучения мастеров (каменщиков, плотников, гравёров, производителей инструментов), в которой учил применению правил прямой линейной перспективы. В 1641 году Абрахам Босс начал посещать занятия в этой школе. Не довольствуясь полученными уроками, он сам написал и издал несколько сочинений по теории и практике рисования и гравёрного искусства и, в особенности, по теории перспективы[3].

Среди иллюстраций к своим трактатам та, которая называется «Les Perspecteurs», настолько связана с геометрией того времени, что кажется «классической» иллюстрацией к изданиям Декарта или научным трудам по математической геометрии[4].

Когда в 1648 году Мазарини основал Королевскую академию живописи и скульптуры, именно Абрахам Босс был выбран — по рекомендации Лорана де Ла Ира — для преподавания там перспективы и техники гравюры. Но с 1651 года противостояние с Шарлем Лебреном, непосредственным руководителем Академии, и его помощниками, привело к ожесточенным спорам. В 1660 году другой член Академии, Ле Бишо, опубликовал свой «Трактат о перспективе», посвящённый Лебрену. Абрахам Босс тут же обвинил его в плагиате. Художник Шарль Эррар, в свою очередь, обвинил Босса в том же. Босс, прагматичный художник, не разделял идею отвлечённого «прекрасного идеала», которую проповедовал Лебрен, для него важнее была техника и методика точного воспроизведения действительности. В результате Босс был исключен из королевского учреждения в 1661 году.