Галантная сцена


Гала́нтная сцена, Галантные празднества (фр. Scène galante, фр. Fêtes galantes) — жанр в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве XVIII века, основанный на пасторальных темах и идеализации сюжетов из светской (в частности — придворной) жизни. Основная особенность «Галантного жанра» — элегические, лирические, идиллические настроения, лёгкая ирония и эротизм[1].

Название жанра возникло в связи с творчеством выдающегося французского художника периода регентства Антуана Ватто, представившего для баллотирования в полные члены Королевской академии живописи и скульптуры конкурсную картину под условным названием «Паломничество на остров Киферу» (1717). В традиционной системе жанров академического искусства отсутствовали подобные темы, но для Ватто, уже снискавшего славу и популярность в аристократических кругах, сделали исключение. Ватто был принят в Академию как художник «Галантных празднеств» фр. Fêtes galantes)[2].

Картины в жанре «Галантные празднества» обычно посвящены изображению светских развлечений: концертов, танцев, музицированию на лоне природы, прогулкам изящных кавалеров и дам в живописных садах и парках. Основная тема: чувства и настроения. «Они разнообразны, но вместе с тем еле уловимы, чуть намечены. Тут и наслаждение музыкой, поэзией и более интимные эмоции — зарождение склонности, нежность, ревность, разочарование, кокетство»[3].

Как это часто бывает в истории искусства, содержание предмета шире его названия. Появление произведений в жанре «галантных сцен» можно отнести к искусству Франции 1710-х — 1720-х годов. После смерти короля Людовика XIV в 1715 году правление государством перешло к герцогу Филиппу Орлеанскому, председателю Регентского совета при малолетнем Людовике XV. По историческим меркам период Регентства был краток (1715—1723), но за это короткое время сформировался оригинальный художественный стиль, так называемый «стиль Регентства», переходный от классицизма к рококо.

Помпезные празднества эпохи «Большого стиля» Людовика XIV сменились камерными формами придворного искусства. Филипп Орлеанский перенёс свою резиденцию из Версаля в Париж. Центром общественной и политической жизни герцог сделал Пале-Рояль, расположенный в центре Парижа, напротив Лувра. Новый художественный стиль складывался постепенно в зыбкой атмосфере между прошедшим, блистательным для Франции семнадцатым столетием и сулившим неуверенность восемнадцатым[4].