Геология потопа[1] (также геология сотворения, делювиальная геология; англ. flood geology, geology, diluvial geology) — креационистская псевдонаучная[2] интерпретация геологических особенностей Земли, направленная на согласование геологии с буквальным пониманием библейского рассказа о Всемирном потопе (Быт. 6—9). Этот наукообразный аргумент был выдвинут американскими сторонниками христианского фундаментализма[3], разделяющими идеи младоземельного креационизма. Постулаты последнего включают объяснение геологии Земли, геологических формаций и изменений при помощи теории катастроф, в том числе Всемирного потопа[4].
На ранних этапах развития геологической науки окаменелости интерпретировались как свидетельства происходивших в прошлом наводнений. «Теории Земли» XVII века пользовались временными рамками, установленными хронологией Ашера . В начале XIX века делювиальные геологи выдвинули гипотезу, что определённые особенности земной поверхности свидетельствуют о произошедшем в прошлом Всемирном потопе, последовавшем за более ранними геологическими эрами; после дальнейших исследований они согласились, что эти особенности возникли в результате местных наводнений или ледников. По мере развития современной геологии учёные получали доказательства существования большого возраста Земли, а также факты, не совместимые с представлением о том, что Земля развивалась в результате серии катаклизмов, таких как Всемирный потоп. В Британии в начале XIX века «делювиализм» объяснял формы рельефа и особенности земной поверхности (такие как слои гравия и эрратические валуны) разрушительными последствиями этого предполагаемого глобального потопа, однако к 1830 году геологи все чаще приходили к выводу, что эти материалы подтверждают только относительно локальные наводнения. Так называемые библейские геологи стремились к буквальным библейским объяснениям геологии, но им не хватало геологического образования, они были маргинализированы научным сообществом, и, кроме того, имели мало влияния в церковной среде.
Креационистская геология потопа поддерживалась лишь меньшей частью антиэволюционистского движения XX века, в основном в Церкви адвентистов седьмого дня, до публикации в 1961 году книги Морриса и Джона Уиткомба «Потоп из книги Бытия » (в «Пресвитерианском и реформаторском издательстве»). Публикация Морриса и Уиткомба стала основой движения «научного креационизма». Эти авторы основывали свои выводы исключительно на буквальном толковании Священного писания и постулировали теорию катастроф, переосмысливая всю геологию через идею библейского Всемирного потопа[5]. Примерно в 1970 году сторонники этих взглядов приняли термины «научные креационисты» и «младоземельные креационисты»[6][7][8]. В XX веке геология потопа была возрождена младоземельными креационистами как всеобъемлющая концепция для противостояния научному консенсусу о биологической эволюции.