Движение медитации прозрения


Движение Випассана, также называемое Движением медитации прозрения и Американским движением випассана, относится к ветви современного бирманского буддизма Тхеравады, получившей широкое распространение с 1950-х годов, и к его западным производным, которые были популяризированы с 1970-х годов[1].

Бирманское движение випассана берёт свое начало в XIX веке, когда буддизм Тхеравады попал под влияние западного модернизма[2] и некоторые монахи пытались восстановить буддийскую практику медитации. Основываясь на комментариях, Леди-саядо популяризировал медитацию випассаны среди мирян, обучая саматхе и делая упор на практике сатипаттханы для обретения випассаны (постижения) трёх характеристик бытия как основного средства, чтобы достичь начала пробуждения и войти в поток[1].

Медитация была широко популяризирована в XX веке в традиционных странах Тхеравады Махаси-саядо, который представил «новый бирманский метод сатипаттханы». Движение также обрело большое количество последователей на западе благодаря европейцам, которые изучили випассану у Махаси Саядо, С. Н. Гоенки и других бирманских учителей. Некоторые также обучались у тайских буддийских наставников, которые более критически относятся к комментаторской традиции и подчёркивают необходимость совместной практики саматхи и випассаны[1].

К Американскому движению випассаны принадлежат современные американские буддийские учителя, такие как Джозеф Голдштейн, Тара Брач, Гил Фронсдал, Шэрон Зальцберг, Рут Денисон и Джек Корнфилд.

Большинство этих учителей сочетают строгий бирманский подход с тайским, а также с другими буддийскими и небуддийскими учениями и практиками, поскольку используют широкий диапазон методов обучения и критически подходят к буддийским источникам[3]. И хотя Новый бирманский метод строго основан на Абхидхамме Тхеравады и Висуддхимагге, западные учителя, как правило, базируют свою практику также на личном опыте и сутрах, к текстам которых они подходят критически.

Недавнее развитие, по мнению некоторых западных буддологов, заключается в понимании того, что дхьяна, описанная в никаях, — это не форма медитации сосредоточения, а тренировка в повышенной осознанности и невозмутимости, которая составляет кульминацию буддийского пути[4][5]. Ни один из известных и авторитетных учёных-монахов, похоже, не согласен с этим предположением.