Доменико Пассиньяно


Доменико Крести, или Креспи, по прозванию Пассиньяно (итал. Domenico Cresti, o Crespi, detto il Passignano; январь 1559[1][2][…], Таварнелле-Валь-ди-Пеза, Тоскана — 17 мая 1638[3][4][…], Флоренция[6]) — итальянский живописец академического направления периода маньеризма, мастер алтарных картин и фресок. Прославился в наше время благодаря картине «Купальщики в Сан-Никколо», проданной на аукционе Сотбис за рекордные 732 000 $.

Доменико Крести родился в тосканском селении Пассиньяно (cовременное Таварнелле-Валь-ди-Пеза в регионе Тоскана), по которому и получил своё прозвание[7].

Начальное образование получил у Валломброзанских монахов. Затем учился рисунку и живописи в мастерских Джованни Баттиста Нальдини и Джироламо Маккиетти во Флоренции, где произошло становление Доменико как художника, усвоившего традиции тосканской художественной школы. В конце 1570-х годов Доменико Пассиньяно поступил помощником в мастерскую Федерико Цуккарo, с которым они вместе с Джорджо Вазари в 1572—1579 годах расписывали внутреннюю поверхность купола Филиппо Брунеллески в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Роспись на тему Страшного суда потребовала изображения огромного количества фигур, размещённых ярусами, согласно иконографии небесной иерархии. Крести предназначалось написать сцену Ада, которая также потребовала изображения большого количества обнажённых фигур в разнообразных движениях. Это требовало определённых навыков, которыми славилась флорентийская школа рисунка.

В 1580 году Доменико Пассиньяно вместе с Цуккаро отправился в Рим по требованию папы Григория XII. В Риме Доменико посвятил себя изучению классических и современных произведений (в частности, Рафаэля и Микеланджело в Апостольском дворце Ватикана). После скандала в Риме, связанного со спорной картиной Цукаро «La Porta Virtutis» , Пассиньяно вместе с Цуккаро бежал в Венецию, где, познакомившись с творениями Тициана, Тинторетто, Веронезе и Пальма-иль-Джоване, стал отходить от эстетики флорентийского маньеризма. От выдающихся венецианцев он перенял вкус к плотным, насыщенным тонам, которые ради выразительности иногда выходили за пределы жёстких контуров рисунка[8].

В 1561 году во Флоренции повелением Козимо Медичи Джорджо Вазари основал «Академию рисунка», она со временем снискала значительное влияние в художественной жизни Италии. В поисках финансовой независимости Доменико Пассиньяно в 1589 году стал членом Академии, в которой проработал долгие годы, занимая различные административные должности.

На протяжении 1590-х и 1600-х годов Доменико Пассиньяно написал значительное количество фресок в тосканских церквях, среди которых: капелла Святого Иоанна Гуальберто в церкви Санта-Тринита (1593—1594), а также росписи свода пресбитерия в кафедральном соборе Лукки (1594) и алтарь для Сан-Микеле Висдомини (1593), фрески в церквях Санта-Мария-Маджоре во Флоренции (1596) и Сан-Франческо в Пизе.