Дюкенуа, Франсуа


Франсуа́ Дюкенуа́ (фр. François Duquesnoy, Frans Duquesnoy; 12 января 1597}}, Брюссель, Нидерланды — 12 июля 1643}}, Ливорно, Тоскана) — фламандский скульптор валлонского происхождения, работал в Риме в эпоху барокко. В Италии был известен под прозванием «Фьяминго» (итал. Il Fiammingo — Фламандец)[1].

Сын Жерома Дюкенуа, придворного скульптора эрцгерцога Альберта, генерал-губернатора Нидерландов, и его супруги Изабеллы. Дюкенуа-старший — автор бронзовой скульптуры «Писающий мальчик» в Брюсселе (1619). Скульптор Жером Дюкенуа Младший приходился ему братом. Некоторые из ранних работ Франсуа в Брюсселе привлекли внимание эрцгерцога, который дал ему возможность учиться в Риме, где он провёл всю свою творческую жизнь.

В 1624 году Дюкенуа подружился с прибывшим в Рим Никола Пуссеном, делил с ним жильё, и они вместе работали. Оба художника трудились под покровительством учёного и мецената Кассиано даль Поццо[2]. Пуссен и Дюкенуа сходились в желании противопоставить экспрессивному и театральному стилю барокко Джованни Лоренцо Бернини античный канон красоты идеальных фигур. Известный биограф итальянских художников эпохи барокко Джованни Пьетро Беллори в «Жизнеописаниях современных живописцев, скульпторов и архитекторов» (Le vite de’ pittori, scultori et architetti moderni) 1672 года превозносил искусство Дюкенуа за то, что он поднял современное ваяние до уровня Древнего Рима. Беллори утверждал, что «своей Санта-Сусанной Дюкенуа показал современным скульпторам пример статуй одетых фигур, что сделало его более чем равным лучшим античным скульпторам…»[3].

Дюкенуа и в самом деле привнёс в барокко многие элементы классицизма, предвосхитившие трактовку классической древности у Винкельмана и Кановы. Статуя Святой Сусанны (1629) — одна из четырёх скульптур, изображающих девственниц-мучениц, выполненных разными скульпторами для церкви Санта-Мария-ди-Лорето перед римским Форумом Траяна, была мало известна до XVIII века, когда мраморная копия работы Гийома Кусту была отправлена в Париж (1739), и «Сусанна» Дюкенуа вошла в канон самых почитаемых современных скульптур.

С 1625 года Дюкенуа сотрудничал с Джованни Лоренцо Бернини на строительстве собора Святого Петра в Ватикане. Он выполнил бронзовые скульптуры четырёх ангелов на вершине огромного кивория собора Сан-Пьетро по проекту Бернини (1624—1633). Cтатуя Святого Андрея средокрестия собора (1629—1635) — одна из четырёх огромных, пятиметровых статуй в нишах опорных пилонов; каждая связана с основными святыми реликвиями базилики: Святой Лонгин работы Дж. Л. Бернини, Святая Елена скульптора А. Больджи, Святая Вероника Ф. Моки и Святой Андрей Дюкенуа.