Коой, Эллен


Эллен Коой (иногда — Элен Коой[1], нидерл. Ellen Kooi, 11 июля 1962, Леуварден, Фрисландия, Нидерланды) — голландская художница и фотограф, живёт и работает в городе Харлеме. Наиболее известна своими постановочными фотографиями, объединяющими пейзажи Голландии и фигуры в традициях живописцев Золотого века голландской живописи (таких как Ян Вермеер Дельфтский), Питера Брейгеля Старшего, Иоахима Патинира и Иеронима Босха[2].

Эллен Коой родилась в 1962 году в Леувардене. Раннее творчество Коой вдохновлялось её малой родиной. Долгое время она жила в новом районе массовой застройки на окраине города. Высокие многоквартирные дома переходили в расположенную поблизости деревню. В ясный день на море были видны маяки фрисландских островов. Эти образы и темы стали важнейшими в творчестве фотографа. Её отец объяснил дочери некоторые принципы фотографии: свет, работу с объективами и выдержку. С 1981 по 1987 год она обучалась живописи и педагогике в Академии изящных искусств Минервы  (нид.) в Гронингене. Затем Эллен Коой поступила в аспирантуру Национальной академии изобразительных искусств  (нид.) в Амстердаме, где училась с 1993 по 1994 год. Здесь она стала воспринимать изобразительное искусство как философский поиск и художественное освоение окружающего мира[3]. Эллен Коой не получила профессионального образования фотографа[4].

Её работы были приобретены Музеем Франса Халса[5] в Харлеме, Музеем Фрис  (нид.) в Леувардене и Министерством иностранных дел Нидерландов, коллекцией Hermès в Люксембурге и Коллекцией современного искусства корпорации Борусан  (англ.) в Турции[6]… Её работы находятся также в частных коллекциях. Персональные выставки фотографа состоялись в Сан-Франциско, Мадриде, Нью-Йорке и Париже[7][8], Тулузе, Брюсселе и других городах[9].

Музей «Московский дом фотографии» представил ретроспективу творчества фотографа в галерее современного искусства «RuАrts» (на Шестом международном месяце фотографии в Москве «Фотобиеннале-2006»)[1]. Выставка была представлена Галереей Торч  (нид.) (Амстердам, Нидерланды), при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в России[10].

Свою карьеру Коой начинала как театральный фотограф, живо интересовалась хореографией, поэтому до настоящего времени она часто использует свои модели, как режиссёр артистов[1]. Позже она говорила, что театр и природа существовали в начале её карьеры фотографа отдельно друг от друга, при этом пейзажная фотография всё ещё воспринималась аудиторией исключительно как документальная, а не постановочная, поэтому ей пришла мысль перенести театральное представление и специфическую манеру игры театрального актёра из замкнутого помещения на природу[9]. Ведущей в её творчестве стала тема одиночества человека среди окружающего ландшафта или интерьера. Её композиции смешивают реальность, фантазию и символику, естественный и искусственный свет, ландшафты и человеческие фигуры, которые часто ставят под сомнение гармонию окружающей их природы[8].