Минский автобус


Автобусы:
МАЗ-103, МАЗ-105, МАЗ-107, МАЗ-203, МАЗ-206, МАЗ-215, МАЗ-216, МАЗ-303, Неман-420222;
Электробусы:

Ми́нский авто́бус (белор. Мінскі аўтобус) — система автобусного движения в городе Минске. Является основным видом наземного пассажирского транспорта города и ближайшего пригорода. В настоящее время город имеет развитую автобусную сеть, которую обслуживают более 1500 автобусов, действуют 5 автобусных парков и автовокзал Центральный. Как и остальные виды пассажирского транспорта, автобус обслуживает государственное предприятие «Минсктранс».

Автобусное движение в Минске было начато 23 октября 1924 года. С мая 1925 года начались межгородские пассажирские перевозки. Автобусы середины 20-х по понятным причинам были исключительно импортными — советских тогда ещё просто не существовало. По улицам Минска ходили британские Leyland, американские автобусы Ford, итальянские Fiat, немецкие MAN, французские Renault, австрийские Steyr — всё это были небольшие машины, которые были рассчитаны на 20-40 пассажиров. Ежедневно каждый такой автобус делал 10-12 рейсов и перевозил примерно 700 человек.

В конце 20-х в Минск начали поступать первые советские автобусы — 12-местные московские АМО-Ф15, а в 1931 году — более вместительные (от 27 до 35 мест) ярославские Я-6. С 1935 года в городе работали в основном московские ЗИС-8, а с марта 1940 года — элегантные ЗИС-16, чей кузов соответствовал последней автомобильной моде. Все они обслуживались кондукторами, посадка в автобус осуществлялась только через заднюю дверь. Идя по линии, автобусы приостанавливались по требованию где угодно, как современные маршрутки.

Изначально в Минске действовало три маршрута, а чуть позже — шесть. Движение начиналось в 7 часов утра, заканчивалось в 23 часа. Основным местом отправления была площадь Свободы — оттуда автобусы ехали на Ляховку, Кальварию, Козырево и Дрозды. Еще два маршрута связывали вокзал с Комаровкой и Серебрянкой, а также с Переспой (Сторожевкой).

Езда на автобусе была затратной. Например, за проезд участка площадь Свободы — электростанция «Эльвод» нужно было заплатить 10 копеек, а чтобы попасть с вокзала до Комаровки — 25 копеек. Скорость движения автобусов не превосходила 25 км/ч, часто они ломались, а зимой движение практически замирало из-за отсутствия качественной резины. Бензин стоил дорого, запчастей к импортным машинам не хватало. Поэтому автобусы не могли конкурировать с конкой: если в течение 1926—27 годов автобусы перевозили 774 000 пассажиров, то Минская конка — свыше 1 700 000 человек. Трамвай, появившийся в 1929-м году (стоимость билета на любое расстояние — 10 копеек) нанес минскому автобусу еще более сильный удар. На десять лет в городе остался единственный маршрут — «Площадь Свободы — Козырево», к которому в марте 1940-го добавилась линия «Товарная станция — Парк культуры и отдыха». Во время Великой Отечественной войны почти что весь подвижной состав минского автобусного парка был уничтожен.


Минский автобус (Минск)
Точка
АП №5
Точка
АП №6
Точка
АП №7
Точка
ТП №1
Точка
ТП №2
Точка
АВ «Центральный»
Точка
АВ «Восточный»
Точка
АС «Автозаводская»
Точка
АС «Юго-Западная»
Точка
АС «Славинского»
Автобусные парки и автовокзалы Минска Автобусные парки  Автовокзалы  Автостанции