Московский дворик


«Моско́вский дво́рик» — пейзаж русского художника Василия Поленова (1844—1927), оконченный в 1878 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 2670). Размер — 64,5 × 80,1 см[1][2]. Вместе с двумя другими произведениями Поленова конца 1870-х годов — картинами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» — полотно «Московский дворик» относят к «своеобразной лирико-философской трилогии художника»[3][4].

На картине изображён двор дома, расположенного на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков, во флигеле которого Поленов снимал квартиру в 1877—1878 годах. За двориком и прилегающими к нему строениями находится храм Спаса Преображения на Песках, а в правой части полотна видны очертания церкви Николая Чудотворца в Плотниках[1][5]. В произведении органично сочетаются пейзажные и жанровые мотивы[6].

Картина «Московский дворик» была представлена на московской части 6-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[7], открывшейся в мае 1878 года[1][8]. Она стала первым произведением Поленова, представленным на передвижных выставках[9]. Прямо с выставки полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1][10].

По мнению искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова, картина «Московский дворик» «полна простой и ясной задушевной поэтичности»[11], и это произведение Поленова «было новым словом в русской пейзажной живописи и сыграло в ней большую роль»[12]. Искусствовед Тамара Юрова отмечала, что это полотно вошло в число «жемчужин русской школы живописи» и стало «этапным произведением в истории русского пейзажа»[10]. Искусствовед Виталий Манин называл «Московский дворик» «шедевром пейзажного искусства» и писал, что «одной такой картины достаточно, чтобы войти в историю»[13].

В 1863—1871 годах Василий Поленов обучался в Академии художеств, где сначала (до 1866 года) был вольнослушателем, а затем — постоянным учеником[14][15][16]. Его наставниками в классе исторической живописи были Алексей Марков, Пётр Басин, Пётр Шамшин, Александр Бейдеман и Карл Вениг[14]. В 1871 году за полотно «Воскрешение дочери Иаира» (ныне в НИМ РАХ) Поленов был удостоен большой золотой медали Академии художеств. Вместе с этой наградой он получил звание классного художника 1-й степени, а также право на пенсионерскую поездку за границу[14]. В 1872—1873 годах Поленов побывал в Германии и Италии, а в 1873—1876 годах жил и работал в Париже[14]. В письме к родителям, написанном незадолго до окончания своей заграничной поездки, художник сообщал: «Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte и так далее и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь»[17][18].


Фрагменты картины «Московский дворик»

Усадебный дом
Дети, женщина с ведром и лошадка
Храм Спаса Преображения на Песках