Нетилат ядаим[1] (ивр. נטילת ידים — «поднимание рук») в талмудическом иудаизме — ритуальное омовение рук. Целью всякого омовения являются очищение от нечистоты и приготовление ко святому[2]. В Торе описаны 3 вида омовения: а) омовение рук, б) омовение рук и ног, в) полное омовение тела в микве[3]. Омовение рук осуществляют либо погружением рук в микву, либо обливанием рук водой из сосуда[4].
Ритуальное омовение рук и ног является одной из 613 заповедей Торы, которая предназначена лишь для кохенов при храмовом богослужении жертвоприношениями:
И говорил Господь Моше так: И сделай сосуд из меди, и его основание из меди, для омовения; и поставь его между шатром собрания и жертвенником, и влей в него воды. И омывать будут Аарон и его сыны из него руки свои и ноги свои. При входе своём в шатёр собрания будут они омывать (их) водою, и не умрут, либо приступая к жертвеннику, чтобы служить, воскурить огнепалимую жертву Господу. И будут они омывать руки свои и ноги свои, и не умрут; и это будет им законом вечным, ему и его потомкам для их поколений.
Мыть руки всем евреям — небиблейское указание раввинов[5], в соответствии с фарисейскими представлениями о ритуальной чистоте.
Омывать руки и ноги — заповедь, предписанная исключительно для кохенов (Исх. 30:19). Раши, ссылаясь на Талмуд[12], комментировал, каким образом священники выполняли заповедь: «Как освящал руки и ноги? Клал кисть правой руки на правую ступню ноги, а левую кисть руки на левую ступню ноги и освящал»[13].
Омывать руки всем евреям раввины вывели[14][15] из библейского стиха (Лев. 15:11; Пс. 25:6). Следует омывать руки с установленным благословением перед съеданием пищи с хлебом (мáим ришони́м) и после (мáим ахрони́м). Омовение после еды вызвано очищением от едкой соли, съедаемой за едой, а не от ритуального загрязнения, и является римским застольным обычаем[16].