Нос (судостроение)


На начало XX столетия нос корабля (судна) был прямой (у большинства боевых судов того времени), таранный (шпиронный[1]) — весьма распространенный во второй половине XIX столетия, но оставленный, и с княвдигетом (разваливающийся вперед), принятый в деревянном судостроении и сохранившийся в тот период времени у яхт[2]. Нос корабля называется у латинян ростра[3], а у голландцев — гальюн[4], на Руси (в России) передняя часть, нос речного суднаки́чка[5][6][7].

Нос (прора (πρώρα[8]), передняя часть) корабля (судна) устроен таким образом, чтобы снизить сопротивление воды. Передняя оконечность носа корабля (судна) называется форште́вень (от нидерл. Vorsteven) — деревянная или стальная балка в носу корабля (носовая деталь судового набора), вертикальная или немного наклонённая вперёд, а у некоторых судов — назад, являющаяся продолжением киля вверх, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса судна (корабля) и которая в нижней части переходит в киль.

На стальных судах (кораблях) форштевни делаются кованными или литыми. Кованные устанавливаются преимущественно на торговых судах, литые — на военных кораблях. Как те, так и другие бывают разных конструкций. На деревянных судах форштевень делается в зависимости от типа и размеров судна из одного бруска дерева твёрдой породы, обычно — дуба, или нескольких — точно пригнанных друг к другу и соединённых между собой брусьев. Форштевень ледокола (как правило, литая, стальная балка с жёлобом в передней части, исключающим «сползание» ледокола в сторону) имеет наклон, обеспечивающий «вползание» ледокола на льдину под воздействием силы винтов. Например, у атомохода ледокола «Ленин» масса форштевня — около 70 тонн, он сварен из нескольких кусков литой стальной балки. Иногда форштевень называют «водорез» или «грен».

Острый, выдающийся вперёд подводный длинный нос галерышпиро́н, позже — и название тарана у броненосных кораблей XIX и начала XX столетия[1].

Корпус корабля (судна) в районе носа имеет усиленный набор, что даёт судну (кораблю) возможность штормовать носом к волне и ветру и производить первое касание к причалу носовой частью судна (скулой судна) во время швартовых операций. Также, по этой причине, в случае, когда судно не может избежать столкновения с другим судном или с прочими препятствиями (скалы, рифы, прочие плавающие предметы, причал), желательно первый удар принять носом (или на нос).

Круглая (или другой формы) дыра в носу (и других местах) корабля, обитая свинцом или медью, в которую проходит якорный канат (цепь), — клюз[9].