Праджняпарамита


Праджняпарами́та (санскр. प्रज्ञपारमिता, Prajñāpāramitā, «мудрость, переправляющая к совершенству»[1], «совершенство мудрости»[2][3][4][5][6][7], «совершенствование мудрости»[8], «совершенная мудрость», «запредельная мудрость»[9][7], кит. трад. 般若波羅蜜多, упр. 般若波罗蜜多, палл. Божэ боломидо; монг. билэг бармид, яп. 般若波羅蜜多, ханняхарамитта) — одна из центральных концепций буддизма Махаяны, принципиально описывающая доктрину дхарм и пустотности (шуньяты), кажущейся реальности и пути бодхисаттв.

«Запредельная мудрость» является шестой парамитой («совершенством»[10][11]) мудрости (праджня)[10][11] после пяти начальных парамит щедрости, моральной дисциплины, терпения, усердия и сосредоточения[12]. Праджняпарамита считается «персонифицированной мудростью», которой обладают будды и бодхисаттвы[1], является одним из «высших достижений адепта в буддизме»[13] и называется в сутрах «матерью всех будд»[12]. Кроме того, Праджняпарамита (Премудрость) — имя женщины-бодхисаттвы, феноменального воплощения совершенной мудрости.

В раннем буддизме праджня (мудрость, знание, понимание, различение) предполагала постижение четырёх благородных истин и закона взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада)[14]. Сутры Праджняпарамиты провозгласили мудрость наивысшим «совершенством» (парамитой) и наиболее действенным средством достижения нирваны[15]. В буддизме махаяны праджня означает познание сансары и нирваны как «пустоты» (шуньята)[14]. В философии махаяны «пустота» — это условность или относительность, бессубстанциональность и временность всех явлений, синоним закона зависимого происхождения (пратитья-самутпада)[16]. Праджня вместе с каруной (состраданием) составляет «опору» пути бодхисаттвы[14].

Конечная истина раскрывается в Праджняпарамита-сутрах через «пустотность» (шуньята) всех вещей, сансары и нирваны и даже самого учения Будды. Не имеют реального референта даже такие понятия как «бодхисаттва» и «совершенство мудрости»: понятия значимы только на уровне «практической» истины, но не конечной[17]. Самой короткой сутрой, в парадоксальной манере излагающей суть данного учения в сжатом, концентрированном виде, является «Праджняпарамита-хридая-сутра» (Сутра сердца праджняпарамиты)[18].

В буддийской традиции существует ряд сутр, в той или иной степени описывающих доктрину совершенства запредельной мудрости:

«Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра», появившаяся в I веке до н. э., являлась первым текстом из серии сутр праджняпарамиты. В дальнейшие два-три столетия появились дополненные варианты «Аштасахасрики» объёмом в 25 000, 100 000, 500 000 шлок, мало отличавшиеся от исходной сутры по содержанию, но включающие в себя дополнительные повествовательные элементы, повторы и описания. После периода дополнений начался период обобщения и резюмирования обширных сутр, в ходе которого появились лаконичные и очень почитаемые в Восточной Азии «Алмазная сутра» и «Сутра сердца Запредельной Премудрости», а также некоторые другие сутры[21].