Приход колдуна на крестьянскую свадьбу


«Прихо́д колдуна́ на крестья́нскую сва́дьбу» — картина русского художника Василия Максимова (1844—1911), оконченная в 1875 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 585). Размер полотна — 116 × 188 см[1] (по другим данным — 117,7 × 189,8 см[2][3]). На картине изображён эпизод крестьянского свадебного пира, радостное течение которого нарушает неожиданное появление запорошенного снегом сельского колдуна[4][5].

Картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», над которой Максимов работал в 1871—1875 годах[6], была представлена на 4-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге в феврале 1875 года[7][8]. Произведение Максимова произвело хорошее впечатление — в частности, критик Адриан Прахов писал, что картина «задумана и создана так, как если бы создала её народная фантазия»[9][4]. Прямо с выставки полотно было приобретено у художника Павлом Третьяковым[10][11]. В 1878 году картина «Приход колдуна» была включена в состав российской экспозиции на Всемирной выставке, проходившей в Париже[1].

Критик Владимир Стасов писал, что «Приход колдуна» — глубокая и талантливая картина «деревенской веры и того обихода мысленного, чем поколения века живут у себя, по далёким деревням»; по его мнению, это «лучшее, важнейшее и значительнейшее» из того, что создал Максимов[12]. Этнограф Сергей Токарев отмечал, что в этом произведении художнику «удалось чрезвычайно выразительно и метко передать те смешанные чувства суеверного страха, тревоги перед лицом некоей нездешней силы, но вместе с тем и почтения, которые вызывает у всех личность старого колдуна, неожиданно появившегося среди свадебного веселья…»[13]. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов считал картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» лучшим произведением Максимова и писал, что это полотно принесло его автору всеобщую известность и выдвинуло его «в первые ряды русских художников-реалистов»[14].

С 1862 года Василий Максимов учился в Академии художеств, сначала в качестве вольнослушателя, а затем, в 1863—1866 годах, в классе исторической живописи, где его наставниками были Фёдор Бруни, Тимофей Нефф, Алексей Марков и Пётр Шамшин. В 1864 году за картину «Больное дитя» («Деревенская сцена») Максимов был удостоен малой золотой медали. Отказавшись от участия в конкурсе за большую золотую медаль, в 1866 году он вышел из Академии с аттестатом классного художника 3-й степени[15][16]. В том же 1866 году художник переехал в деревню Шубино, расположенную в Корчевском уезде Тверской губернии, где работал учителем рисования в имении графов Голенищевых-Кутузовых[15][17][18]. В январе 1868 года Максимов обвенчался с Лидией Александровной Измайловой[19][20], а в июне того же года он с женой поселился в деревне Чернавино, входившей в состав Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии[21][16]. Сам Максимов происходил из крестьянской семьи — он был родом из деревни Лопино того же уезда, что и Чернавино[16].


Фрагменты картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»

Молодые, родители невесты и священник
Крестьяне у стола
Колдун, родители жениха и другие

Персонажи картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»

Жених и невеста
Отец невесты
Священник
Колдун

Эскизы картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (эскиз, 1870-е, ГТГ, инв. 7292)
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (эскиз, 1874, ГТГ, инв. 9370)
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (эскиз, 1874, ГТГ, инв. 11109)