Пуни, Иван Альбертович


Иван Альбертович Пу́ни, по-французски Жан Пуни́ (фр. Jean Pougny; 22 марта [3 апреля] 1890[1][2][…] или 1894[3], Куоккала[6] — 28 декабря 1956[4][5][…], Париж[6]) — русско-французский художник, на протяжении творческого развития несколько раз кардинально менявший художественную манеру от авангардизма, кубизма, футуризма и супрематизма до лирического примитивизма в русле направления, в котором также работали Пьер Боннар и Эдуар Вюйяр[7][8][9][10].
В 2019 году в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга была найдена метрика (ЦГИА ф.19 оп.125 ед. хр. 1092), свидетельствующая о том, что в действительности Иван Пуни родился 22 марта 1890 года (по старому стилю) [11] и был крещен 4 апреля 1890 года в Матвеевской церкви – приходской церкви Св. апостола Матфея, угол Матвеевского пер. и Большой Пушкарской ул. в Санкт-Петербурге. Ранее год его рождения ошибочно назывался как 1892 или 1894. До 1920 года местом его рождения считался Санкт-Петербург по месту крещения[11]; никаких документов, подтверждающих рождение в Куоккале, не обнаружено.

Отец художника, Альберт (после принятия православия в 1905 году — Андрей) Цезаревич Пуни (28 марта 1848, Лондон – 18 октября 1925, Куоккала) — виолончелист Мариинского театра. Мать художника — Лидия Михайловна Ломакина, по первому мужу Салтыкова, по второму — Пуни (2 мая 1848, с. Воронцово Калязинского уезда Тверской губ. — 15 июня 1905, СПб) — помещица, вдова Сергея Салтыкова (1829 — 1872), родного брата М.Е. Салтыкова-Щедрина[11]. Его дед по отцовской линии Цезарь Пуни — выходец из Италии, в 1851 году обосновавшийся в России известный балетный композитор; бабушка по отцовской линии — англичанка[10].

В 1902 году после окончания второго класса Введенской гимназии по семейным обстоятельствам был отдан учиться в Николаевский кадетский корпус, откуда был выпущен в 1907 году[11]. Начальное художественное образование получил частным образом. По даче (в посёлке Куоккала на Карельском перешейке, в то время территория Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, ныне пос. Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга) был знаком с И. Е. Репиным, под влиянием которого, возможно, и выбрал путь художника.

В 1910—1911 годах совершил первую поездку в Париж, где занимался в академии Р. Жюлиана, Коларосси и др.[10] В Париже Пуни открыл для себя творчество Сезанна, набидов, кубистов и фовистов.

В 1912 году, вернувшись в Петербург, познакомился с Н. И. Кульбиным, Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, участвовал в двух выставках «Союза молодёжи».

Их квартира в родительском доме 1 на Гатчинской улице в Санкт-Петербурге в 1913 году[12] была местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов.