Размыв в Ленинградском метрополитене


Размыв в Ленинградском (Петербургском) метрополитене[комм. 1] на перегоне Кировско-Выборгской линии «Лесная» — «Площадь Мужества» — одна из крупнейших в мировой практике метростроения[1] техногенных аварий, произошедшая 8 апреля 1974 года в результате разрушительного воздействия плывуна на тоннели вследствие спешки открыть к XXV съезду КПСС 24 февраля 1976 года перегон глубокого заложения и односводчатые станции глубокого заложения «Площадь Мужества» и «Политехническую», приведшей к нарушению технологии строительства[2][⇨].

К концу 1995 года оба перегонных тоннеля критически просели, поэтому их пришлось закрыть и затопить. Пассажирское движение на участке было прекращено со 2 декабря 1995 по 26 июня 2004 года — момента ввода в эксплуатацию новых обходных тоннелей. Кировско-Выборгская линия на этот период была разделена на два отрезка: «Проспект Ветеранов» — «Лесная» и «Площадь Мужества» — «Девяткино».

Предпосылкой аварии стала спешка открыть к XXV съезду КПСС 24 февраля 1976 года перегон глубокого заложения, что привело к нарушению технологии строительства[2]. Тоннели между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» (первый на 14 метров ниже второго), протяжённостью 450 метров должны были пройти в толще четвертичных водонасыщенных отложений и водоносных песков с напором воды в несколько атмосфер. Обогнуть этот водоносный слой считали тогда невозможным, объясняя это тем, что слой песка здесь имеет большую мощность. Также поджимала необходимость открытия первых в стране и мире односводчатых станций глубокого заложения — «Площади Мужества» и «Политехнической»[3].

При первоначальном прохождении участка плывуна (до аварии) использовалось стандартное криогенное оборудование — охлаждённый водосоляной раствор закачивался перед проходкой. Грунт замораживался и тоннелепроходческий комплекс (эректор) проходил участок.

После аварии для быстрого прохода через плывун была применена технология замораживания грунта[4] дорогостоящим криогенным оборудованием. Такой способ в то время не имел аналогов в мире[2].

Чтобы уменьшить количество необходимых скважин и труб, необходимых для замораживания грунта и объём заморозки, инженеры «Ленметростроя» предложили вариант расположения тоннелей один над другим. Несмотря на то, что этот шаг значительно сократил число требующихся скважин и труб, часть экспертов считает, что он лишь усугубил ситуацию[5]. Вместе с тем уже во время реализации предложенного варианта в рядах специалистов бытовало мнение, что он долго не просуществует, однако «рабочих, конечно, никто не спрашивал»[2].


Карта
Станции «Лесная» и «Площадь Мужества», новые и старые трассы тоннелей и границы участка размыва (×) на карте