Реформаторские движения в индуизме


Реформаторские движения в индуизме (англ. Hindu reform movements) — ряд индуистских и неоиндуистских групп и течений, стремящихся возродить и реформировать индуизм.

Хотя индуистские реформаторские движения значительно отличаются друг от друга по своим целям и философии, большинство из них делают упор на духовность, логику и научные аспекты ведийских традиций. Их отличает эгалитарный подход, отсутствие дискриминации, основанной на кастовой, половой или расовой принадлежности. Таким образом, большинство современных индуистских реформаторских движений проповедуют возвращение к древней, эгалитарной форме индуизма. Такие аспекты современного индуизма, как дискриминация и кастовая система, они считают последствием колониализма и разлагающего чужеземного влияния.[1] В реформаторских течениях женщин и представителей низших каст посвящают в брахманы и дают им возможность совершать ведийские ритуалы. Для реформаторских движений (за исключением Международного общества сознания Кришны) характерна пропаганда близкой к смартизму идеологии.

В истории индуизма, одним из наиболее выдающихся течений, выступавших против кастовой системы и за духовное образование представителей низших каст было движение лингаятов. Это шиваитское движение бхакти было основано Басавой в XII веке при духовной академии Анубхава Мантапа в городе Кальяни, что в современном индийском штате Карнатака. Лингаяты отвергли Веды, аргументируя это тем, что ведийские тексты были чрезмерно сложными для понимания. Взамен они составили свои священные тексты — Вачаны.

Вдохновителями современных реформаторских движений в индуизме были такие деятели, как Вивекананда, Рабиндранат Тагор, Рамана Махарши, Ауробиндо (интегральная йога), Бхактиведанта Свами Прабхупада (основатель Международного общества сознания Кришны), Шивананда, Парамаханса Йогананда и Шри Шри Анандамурти (основатель движения Ананда Марга). Позже, активная деятельность таких учителей, как Махариши Махеш Йоги, Сатья Саи Баба, Муктананда, Чинмаянанда, Шри Шри Рави Шанкар и Мата Амританандамайи вдохновила миллионы людей на духовную практику. Наиболее влиятельные индуистские авторы, это Ананда Кумарасвами, Рам Сваруп, Ситарам Гоэль, Субхаш Как и Дэвид Фроули.

Наиболее активное социальное служение проводили Махатма Ганди, Виноба Бхаве, Баба Амте и Шри Шри Анандамурти. Сундерлал Бахугуна создал движение «Чипко», которое пропагандирует индуистские экологические идеи и выступает против вырубки лесов. В 1925 году Кешав Баларам Хегдевар основал «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС). Целью организации было сплочение индусов, оказание им помощи в преодолении кастовой дискриминации и совместная работа по созданию «Хинду раштры». Позже членами РСС было сформировано семейство индуистских националистических организаций «Сангх паривар». Идеология «Сангх паривара» тесно связана с политическим индуизмом хиндутвы.