Роксоланская теория


Роксоланская теория, роксоланизмэтногенетическая концепция, зародившаяся в эпоху Возрождения и постулировавшая, что народ Руси ведёт своё происхождение от древних роксолан[1][2]. Приобрела значительную популярность в Европе и, в частности, в Речи Посполитой, а затем сыграла большую роль также в российской историографии.

Впервые о связи между русинами (rutheni) и указанными Страбоном роксоланами писал в сочинении «О состоянии Европы в правление Фридриха III» Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини, позже ставший папой Пием II (ум. 1464)[1]. Среди польских историков первым об этом писал Матвей Меховский в «Трактате о двух Сарматиях» в 1517 году. Данная концепция была использована и развита многими европейскими историками и интеллектуалами[3]. К причинам её популярности в русле общеевропейской тенденции того времени по поиску происхождения народов в Античности относятся созвучие названий (роксоланы и Русь) и географическая близость Руси и Северного Причерноморья, где в древности жили роксоланы. На основе этих идей Русь в западных и западнорусских источниках раннего Нового времени нередко называется Роксоланией. В отличие от аквитанского племени рутенов, название которых также было заимствовано для обозначения восточных славян и Руси (в форме Рутения), но которые не подходили на роль предков русских, роксолан действительно считали таковыми[1], а их войны с понтийским царём Митридатом представлялись фактом русской истории.

Популярность роксоланской концепции в Речи Посполитой XVI—XVII веков определялась также тем обстоятельством, что происхождение от сарматского племени роксолан давало западнорусской шляхте возможность присоединиться к господствующей в Речи Посполитой концепции сарматизма, обосновывающей особые шляхетские права[4][1].