Синкопа (музыка)


Синко́па (синкопи́рование) (др.-греч. συγκοπή, лат. syncopa, sincopa, syncope, букв. «обрубание»; лингв. сокращение, стяжение <слова>[1]) в музыке — смещение акцента с сильной доли такта на слабую, вызывающее несовпадение ритмического акцента с метрическим. В тактовой метрической системе синкопа чаще всего располагается между двумя тактами (междутактовая или межтактовая) или внутри такта (внутритактовая)[2].

Первые описания синкопы относятся к периоду Ars nova — в анонимных трактатах школы Филиппа де Витри (инципит: Omni desideranti notitiam)[3] и школы Иоанна де Муриса («Libellus cantus mensurabilis»)[4]. В обоих случаях речь идёт о разрыве счётной единицы мензуральной музыки — модуса, темпуса и пролации — и нотации такого разрыва с помощью точки (punctus perfectionis, punctus divisionis).

Описания синкопы, более близкие к современному её пониманию, распространились во второй половине XV в. Они находятся в трактатах Иоанна Тинкториса («Книга об искусстве контрапункта», «Музыкальные пропорции», «Книга альтераций», «Определитель музыкальных терминов») и в труде Гилельмо Монаха «Наставления в музыкальном искусстве» (De praeceptis artis musicae, ок.1480). Во всех случаях под синкопой там понимается ритмическая фигура как способ приготовления диссонанса, причём понятиями сильная и слабая доли (как и понятием такта) старинные учёные музыканты не оперируют (поскольку акцентная метрика ещё не сложилась). Определение синкопы вместе с её обширными нотными иллюстрациями даёт в середине XVI века Н. Вичентино (1555)[5]. Отдельные главы использованию синкопы посвящают Дж. Царлино («Основы гармоники» III.49, 1558[6]) и З. Кальвизий («Мелопея», гл. 12, 1592; даны десять «правил» её применения). Все теоретики XVI века оперируют не сильной и слабой долями такта, а тезисом и арсисом (parte nella battuta и parte nel levare) тактуса[7]. В латинских текстах для арсиса использовалось словосочетание elevatio tactus, для тезиса — depressio tactus. Классическое понимание синкопы, как ритмической фигуры в рамках такта, сложилось в XVII веке, один из первых примеров такого понимания — в трактате Рене Декарта «Музыкальный компендий» (1618)[8].


 \new Staff << \new voice \relative c' { \clef percussion \numericTimeSignature \time 6/8 \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4. = 80 \stemDown \repeat volta 2 { g4. g } } \new voice \relative c' { \stemUp \repeat volta 2 { f4 f f } } >>
Пример ритмической синкопы (соотношение 3:2)