Царицынская сторожевая линия


Царицынская сторожевая линия, или Вал Анны Иоанновны, — оборонительная линия Российской империи, перекрывавшая перешеек между реками Дон и Волга от набегов Крымского ханства и кочевников Поволжья.

Царицынская сторожевая линия (земляная линия[4]) или Вал Анны Иоанновны использовалась с 1720 года по 1776 год.

… по случаю беспрерывных набегов Кубанских Татар, от Царицына до Дона проведена была земляная линия, или вал, который прикрывался деревянным стоячим палисадником и укреплен тремя земляными крепостями. Впрочем, эта преграда не всегда останавливала хищников. Поэтому, впоследствии времени протянута была по сей линии цепь регулярного войска, под командою Генерала Тараканова.

К началу XVIII века южная граница России проходила по линии Белгород — Воронеж — Тамбов — Симбирск, которые на тот момент были пограничными крепостями системы обороны, состоящих из засечных черт: Белгородской, Тульской, Симбирской. Города южнее этой черты (например, Саратов, Царицын, Астрахань) представляли собой крепости с круговой обороной, без прилегающих мирных земель и снабжавшихся через Волжский торговый путь. Удачный Азовский поход Петра I и взятие Азова в 1694 году привели к уменьшению риска набегов на южную границу. Началось освоение земель за пределами линии обороны, приведшее к основанию Тамбовского, Пензенского, Симбирского уездов, к увеличению грузооборота по волгодонской переволоке, возможности добычи соли с озера Эльтон. Но неудачный Прутский поход 1711 года и уход российских войск из Азова вернули огромную опасность, набеги с целью грабежа и угона население в рабство возобновились с прежней силой. Одним из маршрутов нападения был Ногайский шлях, перерезать который должна была Царицынская линия.

По Адрианапольскому миру 1713 года между Россией и Оттоманской Портой южные границы России проходили по линии Киев — течение Днепра — Переволочна — междуречье Орели и Самары — территория будущего Ростова-на-Дону в устье Дона — течение Терека до Каспийского моря. Однако эта границы была условна и легко преодолевалась в результате постоянных набегов крымских татар, кочевых народов Поволжья (калмыков, казахов, ногаев), а также казаков (на момент строительства линии бывших независимым от Российской империи вольным военно-разбойничным сообществом). Особенно разрушительным был организованный крымским ханом Бахти-Гераем Кубанский погром в августе-сентябре 1717 года. После этого набега в Сенате началось обсуждение строительства укреплённой линии, в ноябре 1717 началась организационная работа по началу строительства с весны 1718 года.