Шампань, Филипп де


Фили́пп де Шампань (устар.), Фили́пп де Шампе́нь[1] (фр. Philippe de Champaigne ​[ʃɑ̃paɲ][2], ​[ʃɑ̃pɛɲ][3]; 26 мая 1602, БрюссельИспанские Нидерланды12 августа 1674, Париж, Королевство Франция) — французский живописец и гравёр фламандского происхождения. Один из ведущих мастеров парижской художественной школы XVII века, выдающийся представитель классицистического «большого стиля» эпохи царствования Людовика XIV, его итальянизирующего течения, тесно связанного с католическим вероучением.

Родился в Брюсселе в бедной семье. С 1614 по 1618 год обучался в родном городе у Жана Буйона (фр. Jean Bouillon); с 1618 года поступил в обучение к миниатюристу Мишелю де Бурдо[4].

В 1620 году стал учеником пейзажиста Жака Фукьера. В 1621 году перебрался в Париж, где работал с Николя Пуссеном над украшением Люксембургского дворца под началом Николя Дюшене, на дочери которого он позже женится.

После смерти покровительствовавшего ему тестя Шампень начал работать для королевы-матери Марии Медичи, а также для кардинала Ришельё, для которого он украсил Кардинальский дворец, купол капеллы Сорбонны и другие здания[5]. В 1648 году стал членом королевской академии живописи и одним из её основателей.

Наряду с Симоном Вуэ являлся наиболее почитаемым художником эпохи. С 1654 конкурировал с Шарлем Лебреном, участвовал в украшении дворца Тюильри под его руководством.

К концу жизни активно занимался педагогической деятельностью, среди его учеников был Жан Морен. Не оставил печатных трудов, но сохранились его лекции и комментарии, записанные в 1660-х годах Андре Фелибьеном.