Elbewerft Boizenburg


Elbewerft Boizenburg (рус. Эльбеверфт Бойценбург) — бывшая верфь, строившая озёрно-речные и морские суда каботажного плавания в Бойценбурге, земля Мекленбург-Передняя Померания, Германия.

Ранее основанная в 1793 году Франц Юргеном Леммом[1] мастерская по производству лодок в Бойценбурге построило первое судно из стали в 1895 году и оставалось до 1917 г. семейным предприятием, после чего было продано банковскому дому Карло Томсен (Carlo Thomsen) и стало частью Norderwerft AG. 1921 Elbewerft растворилась в Norddeutsche Union Werke (Тённинг - Tönning), которое в 1925 г. пошло с молотка и превратилось в Boizenburger Werft. С 1938 г. её называли Thomsen & Co, а с 1945 г. она перешло под особое управление. В 1947 г. предприятие стало земельной собственностью и 1948 г. Народным предприятием под названием VVW Elbewerft Boizenburg VEB.

Верфь пережила войну без ущерба и повреждений, не была подвергнута демонтажу и поэтому уже в 1945 г. смогла приступить к производству 15 рыболовецких катеров в рамках заданий по послевоенным репарациям. За строительством селёдочных судов типа Логгер и рефрижераторов последовали заказы на суда каботажного плавания, за ними на торговые суда, траулеры на экспорт и для рыбного комбината в Заснице. С 1957 года суда-рефрижероторы шли на экспорт в Албанию, рыболовецкие катера в Исландию и на Кубу.

После объединения и превращения в VEB Elbewerften Boizenburg/Roßlau была построена серия из 24 малых судов-контейнеровозов серии Больтенхаген (Boltenhagen) для каботажного плавания в прибрежных водах. За ними последовали заказы на трудоёмкие каютные пассажирские суда в том числе для внутренних речных путей СССР.

Теплоходы проекта 301 (тип Владимир Ильич, немецкое обозначение 125M, судно 125 метров) производились на верфи с 1974 по 1983 год. Первоначальный проект был модифицирован после постройки 6 судов. Внешне модифицированные теплоходы отличаются от построенных по первоначальному проекту сплошными, а не сетчатыми фальшбортами, скругленными, а не прямоугольными окнами кают и другими элементами дизайна. На более поздних судах была увеличена мощность носового подруливающего устройства. Два судна были построены с уменьшенной шириной корпуса. Всего за период 1974 - 1983 гг. теплоходов проекта 301 было построено 22 единицы, из них 6 - первоначального проекта.