RYB


RYB — цветовая модель субтрактивного синтеза, основанная на составлении цвета из красного, жёлтого и голубого/синего. Акроним «RYB» образован от английских названий основных цветов (Red, Yellow, Blue) по аналогии с современными цветовыми моделями. Эта сложившаяся исторически система предшествовала возникновению науки о цвете. Она имела хождение, прежде всего, в Европе времён Возрождения и раннего Нового времени, не вписывается в современные представления о восприятии спектра видимого света в трехстимульной модели зрения, однако её культурное влияние[⇨] до сих пор сохраняется в изобразительном искусстве.

Для анализа цветовой модели RYB необходимо уяснить, что художники Европы[en] времён Возрождения и Нового времени понимали под основными цветами, называемыми «красным», «жёлтым» и «голубым (синим[1], и по каким причинам они выбрали именно такую триаду. Издавна было замечено, что смешением[en] двух красок можно получать новые (промежуточные) тоны цвета. Так, из жёлтой и голубой красок можно получить хороший (насыщенный) зелёный, а жёлтый с красным дают почти безупречный оранжевый. Однако смешение оранжевой краски с зелёной даст тусклый (тёмный) жёлтый цвет. Это наталкивало на мысль, что зелёный, оранжевый, и разные их варианты является смесями основных цветов, а вот жёлтый цвет заведомо не состоит из соседних с ним тонов.[2]

Чтобы получить различные варианты красного цвета, можно смешать жёлтый с цветом, известным теперь как маджента, однако доступных пигментов пурпурной гаммы в старину было мало и, по-видимому, ни один из них не годился на роль «составной части» красного цвета. В качестве опорного цвета для красных цветов старинные художники могли лишь выбирать из доступных им красных пигментов те, что наиболее далеки от жёлтого, и именно такие могли ими считаться «чистым» красным. Подходящий выбор опорного цвета в области голубого — синего обеспечивал как достаточно чистые зелёные, так и удовлетворительные (по тем временам) фиолетовые и пурпурные тона.

Опыты Ньютона с расщеплением света при помощи призм стали основой будущей физики цвета. Конкурирующим учением о цветовосприятии на основе цветового пространства RYB и физикой цвета явились работы И. В. фон Гёте. Гёте был уверен в мистической природе цвета и фактически выступал оппонентом ньютоновской и современной физики цвета.

Первыми учёными, предложившими считать три основных цвета для художников, были Скармильони (1601), Савот (1609), де Будт (1609) и Агилониус (1613)[3]. Из них наибольшее влияние оказала работа Франциска Агилониуса (1567—1617)[4].