Виварини, Альвизе


Альви́зе Вивари́ни (итал. Alvise Vivarini; 14461502) — живописец раннего итальянского Возрождения периода кватроченто венецианской школы. Член семьи потомственных венецианских живописцев. Племянник, возможно, ученик Бартоломео Виварини[2].

Альвизе был сыном художника Антонио Виварини да Мурано (1415—1484). Его обучение проходило «в тени» выдающегося живописца венецианcкой школы Джованни Беллини, он также учился отца и дяди Бартоломео, и с юношеским интересом к творчеству Ладзаро Бастиани и искусству падуанца Андреа Мантеньи[3].

Его первая известная подписная и датированная работа — «Полиптих Монтефьорентино», написанный Альвизе для монастыря Минори Оссерванти (Minori Osservanti) недалеко от Фронтино и хранящийся в Национальной галерее Марке. Мадонна с Младенцем на троне и святые Франциск и Пётр слева и Павел и Иоанн Креститель справа изображены здесь в соответствии с традиционной структурой позднеготических полиптихов с панелями на золотом фоне, разделёнными богато украшенным орнаментом. Подпись и дату можно прочитать под центральной частью полиптиха: «1476 LUDOVICUS VIVARINUS MURIANENSIS P(inxit)»[4].

Вскоре Альвизе отошёл от традиционных позднеготических формул, стал включать в свои алтарные картины элементы пейзажа и архитектурной перспективы. Он продолжил живописную традицию мастерской отца и дяди на острове Мурано, уступая только мастерской Беллини в Венеции. За исключением некоторых портретов, Альвизе Виварини писал картины религиозного содержания: от небольших икон до больших запрестольных полиптихов, таких как алтарь церкви Непорочного Зачатия в Мартиненго (Бергамо).

Среди его главных работ — алтарь «Святое Собеседование» (Sacra Сonversazione) из церкви Сан-Франческо в Тревизо, выставленный в Галерее Академии (1480). По сравнению с произведениями отца и дяди Альвизе шёл в ногу со временем, смягчая падуанскую манеру живописи по примеру Антонеллы да Мессина, но сохраняя при этом жёсткий контур и холодный колорит, отчего краски на его картинах кажутся блестящими, как эмаль.Шедевром его зрелости считается «Воскресший Христос» в церкви Сан-Джованни-ин-Брагора в Венеции, датируемый 1497—1498 годами. В этой картине линии и формы кажутся предвещающими искусство маньеризма[5]. Более мягкие формы и краски характеризуют «Благословляющего Христа», работу, предназначенную для частного поклонения, выполненную Виварини в 1498 году и выставленную в Пинакотеке Брера. Последним произведением художника считается «Святое Собеседование» 1500 года, хранящееся в Музее Пикардии в Амьене[6].

Многие из его произведений, хотя и задокументированы, позднее были утрачены, например, картины для Зала Большого Совета Дворца дожей выносная икона процессии для Скуолы Гранде-ди-Сан-Марко или «Мадонна на троне с Младенцем и шестью святыми» (ок. 1490), уничтоженная в 1945 году огнём в Музее кайзера Фридриха в Берлине[7].