Троица


Тро́ица (др.-рус. и ст.‑слав. троица, калька др.-греч. Τριάς[1]; само славянское слово от праслав. корня[2][3]; греч. Τριάδα, лат. Trinitas) — богословский термин, отражающий христианское учение о трёх Лицах единого по существу Бога. Впервые термин «Троица» засвидетельствован у святителя Феофила Антиохийского (II век). Учение о Триедином Боге (тринитарный догмат) признаётся подавляющим большинством современных христианских конфессий.

Термин «Троица» отсутствует в текстах книг Ветхого и Нового Заветов; учение Церкви о Троице есть плод христологии, то есть учения об Иисусе Христе как Богочеловеке, и появляется в трудах святых Отцов и Учителей Церкви[4][5][6]. Впервые в христианском богословии термин «Троица» употребил во II веке святой Феофил Антиохийский в своём сочинении «Против Автолика»: «Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости»[7]. К середине IV века, после отвержения ряда ересей и благодаря трудам отцов–каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Церковью была выработана единая тринитарная терминология[5].

Учение о Триедином Боге содержит три положения: 1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (Ипостаси, Личности): Отец, Сын, Святой Дух. 2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо. 3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами[8].

Пресвятую Троицу Церковь исповедует единосущной и нераздельной (греч. Τριάδα ομοούσιος και αχώριστος): Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но не суть три особые отдельные существа, но Единый Бог; они имеют единое и нераздельное Божеское естество в совершенстве и всецело[8][9]. Троица есть высшее единство в любви[10].

Никео-Цареградский Символ, принятый Церковью в 381 году на Втором Вселенском соборе, утверждает веру в то, что: