История еврейского народа


История еврейского народа — история становления и развития народа евреев. История евреев насчитывает более трёх тысяч лет[1] и касается истории многих других народов, с которыми взаимодействовал еврейский народ. Существенная часть еврейской истории связана с землёй Израиля.

Исторической родиной[2][3] еврейского народа является Земля Израиля (Эрец-Исраэль), страна[3], историческая область, в библейское время населённая древними евреями[4]. Согласно Библии, эта земля была обещана Богом ветхозаветным патриархам[5], начиная с Авраама, в библейской традиции считающегося родоначальником еврейского народа[4] и их потомкам — народу Израиля, евреям, которые получили её после исхода из Египта[5]. На протяжении почти двух тысячелетий галута (изгнания с исторической родины) еврейская религия и культура сохраняли идею грядущего освобождения от чужеземного господства и возвращения на родину[6].

Евреи сложились как общность во 2-м тысячелетии до н. э. в результате интеграции семитоязычных скотоводов-кочевников и земледельцев среднего течения реки Евфрат и оазисов Ханаана[1]. Постоянное проживание значительной части еврейского народа за пределами Земли Израиля начинается уже в древности. Со времени создания Второго храма (VI век до н. э.) складывается преобладающая до настоящего времени модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную еврейскую диаспору. В 63—37 годах до н. э. Иудея была завоёвана Римской империей. В I—II веках н. э. римляне разбили еврейские освободительные движения, в 70 году н. э. разрушили Второй храм и выселили большую часть евреев, пополнивших еврейские общины диаспоры. Еврейский этнический центр в Земле Израиля почти полностью прекратил существование после арабского завоевания в 638 году, однако присутствие евреев на их исторической родине не прекращалось вплоть до создания государства Израиль в 1948 году[2].

По мнению большинства учёных, время этногенеза (формирования) еврейского народа приходится на период между 2-м и 1-м тысячелетиями до н. э. Факт существования на данной территории иной цивилизации не оспаривается, тем самым «удревняя» историю евреев. Гораздо большей задачей для многих историков является поиск материальных подтверждений, описанных в истории Храмов[7].

Коллективная память еврейского народа выражена в письменных источниках начиная с древности. Это Танах, Талмуд, агадическая литература, мистические, философские и галахические произведения Средних веков, еврейская литература Нового времени. Эта национальная память поддерживается еврейским образом жизни, освежается годичным циклом еврейских праздников и побуждает каждое новое поколение пережить сопричастность с народным прошлым.