Массейс, Квентин


Кве́нтин Ма́ссейс Старший, также Квинтен Метсейс нидерл. Quinten Massijs, Quinten Matsys/Metsys; 10 сентября 1465, Лёвен, Южный Брабант — 13 июля/16 сентября 1530, Антверпен) — фламандский живописец эпохи Северного Возрождения[1]. Его считают основателем антверпенской школы живописи, которая стала ведущей школой живописи Фландрии в XVI веке[2].

Квентин Массейс родился в 1465 году в Лёвене, он был одним из четырёх детей мастера кузнечного дела Йоста Матсиса (ум. 1483) и Кэтрин ван Кинкен. Легенда гласит, что Квентин отказался от карьеры кузнеца, чтобы добиться расположения будущей жены, которая сочла живопись более романтической профессией. Однако Карел ван Мандер в «Книге о художниках» (1604) утверждал, что настоящей причиной была болезнь, во время которой он был слишком слаб, чтобы работать в кузнице, и вместо этого создавал рисунки для карнавальных торжеств. Семья имела приличный доход, и материальное положение также, скорее всего, не было причиной, по которой Массейс обратился к живописи. Вначале Массейс занимался раскрашиванием деревянных скульптур — традиционное занятие подмастерьев ремесленных цехов Средневековья, что дало ему навыки работы масляными красками[3].

Массейс учился живописи, вероятно, в мастерской Альберта Баутса, куда поступил, чтобы видеться с его дочерью, в которую был влюблён[4]. В 1491 году Массейс прибыл в Антверпен, где открыл свою мастерскую и вступил в Гильдию живописцев. Он продолжал жить и работать в этом городе до конца своих дней.

В тот период, когда Массейс работал в Антверпене, он взял всего четырёх учеников: некоего Ариана, которого предположительно считают Адрианом ван Овербеком (в 1508 году), Виллема Мюленбрука (зарегистрирован в 1501 году), Эдуарта Португалуа (зарегистрирован в 1504 г., магистр в 1506 г.) и Хеннен Бёкмакере (зарегистрирована в 1510 г.). Распространено также мнение, что Иоахим Патинир учился у Массейса. Скорее всего, Патинир был сотрудником и другом Массейса. Так в «Распятии» Массейса (1520) и в «Искушении святого Антония» (Прадо, Мадрид) пейзажный фон написан Патиниром[4]. Отсутствие записей гильдии в это время оставляет под вопросом возможные поездки Массейса в Италию и другие части Нидерландов.

Художественный стиль живописи Массейса, по-видимому, в целом заимствован у Дирка Баутса, который привёз в Лёвен достижения искусства Ханса Мемлинга. Массейс уехал из Лёвена в 1491 году, когда стал мастером Гильдии Святого Луки в Антверпене. Когда Массейс поселился в Антверпене в возрасте двадцати пяти лет, его собственный стиль внёс важный вклад в возрождение фламандского искусства в духе Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена.