Якоб Льежский


Я́коб Лье́жский (лат. Jacobus Leodiensis, фр. Jacques de Liège) — франко-фламандский теоретик музыки конца XIII — первой половины XIV веков, автор трактата «Зеркало музыки», крупнейшего по масштабам труда о музыке в Средние века[2]. Сторонник консервативной эстетики и техники композиции, Якоб отстаивал ценности искусства прошлого (этот период в истории музыки ныне обозначается как Арс антиква).

Трактат-энциклопедия в 7 книгах «Зеркало музыки» («Speculum musicae», около 1330) ранее приписывался французскому теоретику музыки Иоанну де Мурису[3]. Первые буквы каждой из 7 книг складываются по типу акростиха в имя IACOBUS[4]. Якоб, возможно, родился в Льеже, учился в Париже в конце XIII века, затем вернулся на родину, чтобы закончить последние два тома.

Ритмические и мелодические дерзости современной ему «распущенной музыки» (musica lasciva) противопоставлял простой и сдержанной гармонии (harmonia simplex et modesta) предыдущих эпох[5], а всё большее распространение в музыке Ars nova двухдольной метрики воспринимал как отказ от «совершенства»[6] и падение нравственности в искусстве:

Дерзают дискантировать[7] даже те, кто не умеет петь хорошо и уверенно <...>. Есть и такие, которые хотя и умеют петь кое-как практически, но не знают доброй меры (modum bonum). Они слишком распущенно дискантируют, добавляют лишние звуки (voces)[8]. Другие слишком гокетируют, слишком дробят, подчёркивают и отделяют [друг от друга] звуки в консонансах, в ненадлежащих местах скачут, улюлюкают (hurcant, iupant) и наподобие собак тявкают и лают (hawant, latrant), и как безумные, беспорядочно извиваются и трясутся, используют неестественную гармонию. <...> Есть сейчас и хорошие и достойные певчие и дискантисты, которые не только могут дискантировать практически, но и знают технику (per artem) дискантирования. Но они поют новым способом (novo cantandi modo), а старый (antiquum) упускают; они злоупотребляют имперфекциями[9], любят семибревисы (которые они называют «минимами»), а старинную музыку (cantus antiquos) — органумы , кондукты, мотеты, двойные, контрадвойные (contraduplices)[10] и тройные гокеты — отвергают; ну разве что некоторые из таких [форм] они вставляют в свои мотеты; они пишут такие изысканные дисканты, которые трудно петь и мензурировать[11].