Алексеев, Александр Александрович (художник)


Алекса́ндр Александрович Алексе́ев (фр. Alexandre Alexeïeff, 18 (5 по старому стилю) августа 1901, Казань — 9 августа 1982, Париж) — российский и французский художник-график, книжный иллюстратор, аниматор русского происхождения. Изобретатель игольчатого экрана (патент № 387554 от 11 июля 1935 года).

Родился в Казани 18 августа (5 августа по старому стилю) 1901 года. Детство провел в Константинополе, где служил военным атташе его отец (он скончался во время служебной командировки в Берлин в 1905 году). В 1905 г. семья вернулась в Россию. В 1912—1917 гг. учился в Первом кадетском морском корпусе в Петербурге. Предположительно, учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков. Когда началась Октябрьская революция, он уехал к родственникам в Уфу, там некоторое время занимался в Школе искусств, организованной Д. Бурлюком. В 1919 году бежал из Уфы, добрался до Владивостока, где во время Гражданской войны служил моряком. В январе 1920 г. принял решение покинуть Россию: через Японию, Китай, Индию и Египет перебрался в Англию. В 1921 г. обосновался в Париже, став учеником и помощником С. Судейкина. В 1922—1925 гг. работал декоратором-исполнителем во многих парижских театральных труппах: у Н. Ф. Балиева в «Летучей мыши», в театре «Knock» Ж. Ромэна, выполнял заказы для театральных постановок Ж. Питоева, Ф. Ф. Комиссаржевского, Г. Бати, «Русского балета» С. П. Дягилева. Посещал занятия в Академии Гранд Шомьер. В 1923 г. женился на актрисе труппы Ж. Питоева Александре Гриневской[5].

С 1925 г. при поддержке писателя Ф. Супо и издателя Ж. Шифрина стал получать заказы на иллюстрирование книг. Первые его опыты были связаны с трудоёмкой техникой торцовой гравюры — «Нос» («Le Nez») Н. В. Гоголя (1925—1926), «Аптекарша» («La pharmacienne») Ж. Жироду (1926) и «Настоятель монастыря» («L’abbe de l’abbaye») Ж. Женбаха (1927); затем последовали работы в технике литографии, акватинты, офорта. В конце 1920-х годов с иллюстрациями Алексеева вышли малотиражные издания французских переводов: гоголевских «Записок сумасшедшего» («Journal d’un fou, 1927»), пушкинских «Пиковой дамы» («La Dame de pique», 1928) и «Повестей Белкина» («Les récits d’Ivan Pétrovitch Bielkine», 1930), а также другие книги. В 1929 г. в Париже тиражом 100 экземпляров была издана одна из наиболее значительных графических работ Алексеева — цикл из ста иллюстраций к «Братьям Карамазовым» («Les frères Karamazov») Достоевского. Ещё один монументальный графический цикл — гравюры к «Дон Кихоту» Сервантеса (1936) — до сих пор остаётся неизданным.

В начале 1930-х гг. Алексеев под впечатлением от экспериментальных фильмов «Механический балет» Ф. Леже и «Идея» Б. Бартоша обратился к кинематографу. Он изобрел новый способ съемки анимационных фильмов — с помощью игольчатого экрана, а 1933 г. вместе со своей ученицей и будущей женой Клер Паркер (1906—1981) реализовал это изобретение в восьмиминутном анимационном фильме «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского.