Вилс, Ян


Ян Вилс (нидерл. Jan Wils, (22 февраля 1891[1][2][…], Алкмар, Северная Голландия — 11 февраля 1972[3], Харлем) — нидерландский архитектор, олимпийский чемпион в конкурсе искусств.

Ян Вилс был старшим сыном в семье строительного предпринимателя Эверта Вилса (нидерл. Evert Wils) и его жены Яннетье Бланкман (нидерл. Jannetje Blankman). С 1903 по 1907 год он обучался в вечерней школе города Алкмар, где подготовил своё учебное исследование по теме — югендстиль в архитектуре. В 1908 году получил свидетельство об окончании реального училища и начал волонтёром накапливать практический опыт. Отец субсидировал его ознакомительные поездки по Нидерландам и Германии, привлекал к проектам и строительству частных вилл, чтобы укрепить интерес юноши к архитектуре. С 1910 года Ян Вилс уже активно участвовал в семейном бизнесе. Предполагается, что он изучал архитектуру в Делфтском техническом университете, однако в списках студентов того времени его имя не найдено[4].

В 1913 году Вилс получил приглашение на работу от гаагской архитектурной фирмы. Через год он женился на помощнице фармацевта Гепке ван дер Вен (нидерл. Gepke van der Veen) из города Винсхотен, и молодая пара поселилась в Гааге. Важным фактом биографии Вилса было его членство в масонской ложе. Начиная примерно с 1916 года, он проявлял интерес к разным философским течениям — герметизму, теософии, интуиционизму Брауэра, к поискам скрытой геометрии в произведениях таких художников, как Рафаэль, Дюрер, Кранах, Рембрандт, Вермеер[5][6].

Ян Вилс был известен как один из основателей авангардистской группы «Стиль» с её эстетикой неопластицизма. Однако он оставался в тени более знаменитых представителей этого художественного направления — Жоржа Вантонгерло, Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана. Вилса часто называли «довоенным архитектором», хотя он плодотворно работал и в послевоенные годы[7].

В июне 1912 года Вилс принял участие в конкурсе, проходившем во время выставки кирпичной архитектуры, занял второе место и привлёк к себе внимание. Работая над своим первым крупным заказом — проектом автомастерской, Вилс соединил в нём архитектурные элементы классицизма и использование железобетонных конструкций[8].

В 1913 году Вилс занял второе место в конкурсе Нидерландской ассоциации архитекторов (нидерл. «Architectura et Amicitia»), где его способности оценил влиятельный член жюри конкурса[англ.] знаменитый Хендрик Берлаге. Заказы на проекты павильона, капеллы, отеля и т.п. начали один за другим поступать к Вилсу. Его вдохновляли в этот период социалистические и коммунистические убеждения Хендрика Берлаге по поводу преобразования общества. Хотя в 1919 году Вилс отказался от членства в группе «Стиль», он продолжал сотрудничать с её участниками, завоевал в 1920 году золотую медаль на гаагской выставке по теме Золотое сечение[7].