Греббер, Питер де


Питер Франс де Греббер (нидерл. Pieter Fransz de Grebber; около 1600, Харлем, Северная Голландия — между 24 сентября 1652 и 29 января 1653, Харлем) — голландский живописец исторического жанра, портретист, рисовальщик-орнаменталист и гравёр академического направления. Художник Золотого века голландской живописи. Член большой семьи рисовальщиков, гравёров и ювелиров[1].

Питер де Греббер происходил из католической художественной семьи, он был старшим сыном Франса Питера де Греббера Старшего (1573—1649), мастера живописи исторического жанра и мастерицы-вышивальщицы кружев. Первые уроки живописи получил у отца, работал в его мастерской, затем поступил в обучение к живописцу и гравёру Хендрику Гольциусу в основанной им 1587 году Харлемской академии художеств[2].

Отец Питера работал в мастерской Питера Пауля Рубенса, и молодой художник в 1618 году сопровождал отца в Антверпен, где познакомился с великим фламандским мастером.

Питер был близок кругу поэтов и музыкантов, он дружил со священником и музыковедом Яном Альбертсом. Харлемский композитор Корнелис Падбрюэ положил на музыку одно из стихотворений Питера де Греббера. Питер не был женат и жил в Харлемском бегинаже (обители бегинок) с 1634 года до своей смерти. У него был брат Альберт, который также занимался живописью, как и его сестра Мария, тёща живописца Габриеля Метсю. Питер де Греббер плодотворно работал в родном городе с 1621 до 1652 год. Побывал в Дании, кроме того, был в Делфте (1638) и Гааге (1638, 1646, 1648, 1650). Состоял членом харлемской Гильдии Святого Луки[3]. Художник скончался в харлемской обители бегинок, оставив после себя множество картин, рисунков и несколько офортов на исторические и мифологические сюжеты.

Питер де Греббер вместе с Саломоном де Браем считается одним из основателей школы так называемого «харлемского классицизма»[4], характерными чертами которого являются использование светлых тонов и чёткой, ясной композиции. В творчестве де Греббера ощутимо влияние Рубенса и Рембрандта, хотя его собственный стиль оставался уникальным.

Ранние работы художника датированы 1622 годом («Мать и ребёнок», «Милосердие»). В 1620-х годах под влиянием Франса Халса и утрехтских караваджистов Питер де Греббер создал несколько портретов музыкантов. Он также является автором одного из портретов Рембрандта.