Доддс, Эрик


Э́рик Ро́бертсон До́ддс, в публикациях Э. Р. Доддс (англ. Eric Robertson Dodds, E. R. Dodds, 26 июля 1893 года, Банбридж, графство Даун8 апреля 1979 года, Олд Марстон, близ Оксфорда) – британский филолог-классик, историк античности и средневековья, издатель и комментатор греческой философии и словесности, издатель трудов Еврипида, Платона, Прокла.

В 1924-1936 годах профессор греческого Бирмингемского университета, в 1936-1960 годах Регина-профессор греческого Оксфордского университета. Член Британской академии (1942)[3].

Сын школьных учителей, мать — англо-ирландского происхождения. Отец скончался от алкоголизма, когда Эрику было семь лет. С матерью они переехали в Дублин. Получил образование в Колледже Св. Андрея (где преподавала его мать) и в Кэмпбелл-колледже в Белфасте, из последнего был изгнан за непослушание. Поступил в Оксфорд (1912), учился у Гилберта Марри, его однокашниками были Олдос Хаксли и Т. С. Элиот. В 1916 г. был вынужден покинуть колледж, поскольку публично поддержал Пасхальное восстание, но на следующий год вернулся и окончил курс. По возврате в Дублин сблизился с Дж. У. Расселом (АЕ) и У. Б. Йейтсом.

В 1919—1924 гг. преподаватель в университете Рединга, с 1924 — в Бирмингенмском университете, где подружился с Оденом. (Сменит его в последнем Джордж Томсон[4].) Содействовал приглашению в университет поэта и драматурга Луиса Мак-Ниса, которого привлек к переводам Эсхила и литературным душеприказчиком которого позднее стал. Вошел в совет Общества психических исследований (1927) и в 1961—1963 гг. его президент. Опубликовал книгу собственных стихотворений (1929).

В 1936 г. стал профессором греческого в Оксфордском университете, заступив на место Гилберта Марри по его же рекомендации. (Среди его учеников там будет Мартин Личфилд Уэст.) Как сторонник ирландской независимости и приверженец социалистических идей находился в напряжённых отношениях с оксфордскими преподавателями. В 1949/1950 году приглашённый профессор имени Сейдера в Калифорнийском университете в Беркли.

Главная тема Доддса — судьба античного рационализма в постклассическую эпоху, рост интереса к астрологии, магии и оккультизму в поздней античности и Средневековье. Британское антиковедение обязано ему возрождением интереса к неоплатонизму. В своих исследованиях, выполненных в русле интеллектуальной истории и далеко выходивших за привычные академические рамки, он использовал элементы фрейдовского и фрейдистского психоанализа (Э.Фромм), подходы культурной антропологии (Р.Бенедикт).