Иудействующие


Иудействующие — возникшее в христианстве и принятое в науке обозначение ряда религиозных течений и сект, испытавших влияние иудаизма. Их участники не были евреями по происхождению, но следовали иудейским обычаям, часто сохраняя при этом и неиудейские верования, представления и практики[1].

В состав первых христианских общин входили исключительно христиане иудейского происхождения (иудеи-христиане), которые от остальных иудеев отличались лишь верою в мессианство Иисуса Христа; а так как они царство Мессии считали предназначенным для одного лишь Израиля, то они строго придерживались и религиозных постановлений Моисеева закона. Когда же говорившие по-гречески иудеи распространили Евангелие среди своих соплеменников, то в греческих городах к христианам вскоре присоединились прозелиты из язычников, положение которых первоначально определялось по закону Моисееву. Апостол Павел, образовав в Сирии, Киликии и других местах общины, состоявшие исключительно из обращённых язычников, провозгласил равенство и иудеев, и язычников в царстве Мессии и необязательность закона сначала для христиан из язычников, а затем и для всех верующих, без различия происхождения. Эта проповедь апостола Павла вызвала споры между христианами из иудеев и христианами из язычников, не прекратившиеся и после Иерусалимского собора. Иудеи-христиане, вытесненные из внепалестинских общин утвердились в Иерусалиме и Палестине.

После смерти Симона Праведного, своим авторитетом поддерживавшего мир в иерусалимской церкви, в ней в начале II века произошёл раскол. Упорные, называвшиеся эбионитами, утверждали абсолютную обязательность Моисеева закона и для христиан из язычников, умеренные же, известные под именем назареев, только христиан из иудеев считали обязанными соблюдать его. Этому основному разногласию соответствовала и христология этих двух сект: эбиониты, хотя признавали Иисуса Христом, считали его простым человеком, сыном Иосифа и Марии, который только при крещении был посвящен в Мессию и наделен божественными силами; назареи видели в Нём Сына Божия от вечности и верили в зачатие его от Святого Духа. Из смешения ессеизма с христианством произошла около этого времени (от некоего Елкая) секта елкезаитов, у которых иудейский элемент соприкасался с гностическим. Они учили о повторяемости крещения для прощения грехов, с призыванием во свидетели стихий, и утверждали продолжающееся воплощение Сына Божия. Когда после победы римлян над Бар-Кохбой в 135 году иудеям было запрещено посещать Иерусалим, большая часть назареев объединилась в Иерусалиме с христианами из язычников в одну церковь, которая избрала себе епископа от необрезания (έξ ΄ακροβυστίας) — Марка, эбиониты же соединились с елкезаитами и выработали систему, от которой сохранилось упоминание в Клементинах.