Неогреческий стиль


Неогре́ческий стиль (фр. neogrecque)[К 1] — вариант классицизма в архитектуре 2-й половины XVIII — 1-й половины XIX века, ориентированный на воссоздание наследия античной Греции. Развивался в период историзма и эклектики уже как исторический стиль, вплоть до конца XIX века. Возникновению неогреческого стиля способствовали начавшиеся в конце XVII века археологические раскопки древнегреческих памятников Балканского полуострова и юга Италии[3].

Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского Возрождения.

В России (прежде всего в Москве) неогреческий стиль вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до наступления периода модерна в конце XIX века.

Для теоретиков искусства классицизма с XVII столетия одной из основ была абсолютизация греко-римской античности, рассматривавшаяся в качестве вневременного идеала. Древняя Греция и её искусство были известны и ценились в западноевропейской культуре с давних времён, но только умозрительно: многие века образованные европейцы изучали и восхваляли труды Аристотеля, Платона и древнегреческих историков. Древнеримский зодчий и теоретик Витрувий, на трактате «Десять книг об архитектуре» которого была построена теория классицизма, сам провозгласил древнегреческую архитектуру универсальным источником, которому только и следует подражать. Тем не менее, до 1760-х годов в качестве «совершенного образца» классицистами рассматривалось исключительно древнеримское зодчество. В шестой книге трактата «Десять книг о зодчестве» ведущий теоретик искусства итальянского Возрождения Леон Баттиста Альберти провозгласил: «Строительство, насколько мы можем судить по древним памятникам, испытало свой первый порыв юности в Азии, расцвело в Греции, и позже достигло своей славной зрелости в Италии». Мысль, что архитектура достигла пика развития в Римской империи, стала краеугольным камнем академической теории в период XV—XVIII веков. На практике теория поддерживалась деятельностью Французской академии в Риме, студенты которой имели возможность изучать античные римские памятники воочию. Об архитектуре Древней Греции, в свою очередь, было практически ничего не известно, так как её территория долгое время находилась под властью Османской империи и была недоступна европейским путешественникам[4][5].


Павильон в Хэгли-парк. 1758—1759. Архитектор Джеймс Стюарт
Павильон в Шагборо-Холл. Около 1760 года. Архитектор Джеймс Стюарт
Башня ветров в Шагборо-Холл (см. Башня Ветров). 1765. Архитектор Джеймс Стюарт
Арка в Шагборо-Холл (см. Арка Адриана)
Поместье Моггерхэнгер. Архитектор Джон Соун
«Сарай а-ля Пестум» в Мелверн-Холл. 1798. Архитектор Джон Соун
Храм Дружбы в Павловском парке. 1781—1784. Архитектор Чарльз Камерон
Холодная баня с Агатовыми комнатами. 1780—1794. Архитектор Чарльз Камерон
Камеронова галерея в Царском Селе. 1780—1794. Архитектор Чарльз Камерон
Павильон трёх граций. 1800—1801. Архитектор Чарльз Камерон
В Камероновой галерее (справа) Чарльз Камерон использовал греко-ионический ордер заимствованный из Эрехтейона (слева), зарисовки которого архитектор скорее всего видел в книге «Греческие архитектурные ордера» Стивена Риу
Под влиянием фриза Парфенона (слева) была оформлена входная группа Гайд-парка в Лондоне (справа).
Использование узнаваемых древнегреческих деталей всё более ценилось в период правления Николая I. В портике Нового Эрмитажа (справа) был заимствован архитрав Хорегического монумента Фрасилла (слева) с фризом, украшенным оливковыми венками и гуттами.
Характерной чертой неогреческого стиля являлось стремление архитекторов привнести в постройки археологически-точные элементы древнегреческой архитектуры. Александр Брюллов в здании Штаба отдельного Гвардейского корпуса (справа) скопировал входной портал Эрехтейона (слева).