Хуан Грис


Хуáн Грис (исп. Juan Gris, настоящее имя: Хосе Викториано Кармело Карлос Гонсалес Перес (исп. José Victoriano González-Pérez); 23 марта 1887, Мадрид — 11 мая 1927, Булонь-Бийанкур) — испанский живописец и скульптор, один из основоположников кубизма.

Учился в Мадридской школе искусств и ремёсел, сотрудничал с юмористическими журналами. В ранних работах заметно влияние стиля модерн. В 1906 году, сразу после окончания учёбы в Мадриде переехал в Париж. Долгое время жил на Монмартре в Бато-Лавуар. Был знаком и тесно общался с Матиссом, Модильяни, Леже, Пикассо и Браком, а также с поэтом Максом Жакобом. В 1915 году Амедео Модильяни написал живописный портрет Хуана Гриса.

Основной жанр его живописи — натюрморт. Первая и одна из наиболее удачных живописных работ Гриса — «Посвящение Пикассо» — была выставлена в 1912 году в Барселоне.

В 1914—1918 годах эволюционировал от аналитического кубизма к синтетическому. Первая персональная выставка Гриса состоялась в 1919 году в Париже, затем последовали экспозиции в Берлине (1923) и Дюссельдорфе (1925).

В 1922—1924 годах сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его балетной труппой. Занимался книжной графикой — иллюстрировал (книги Аполлинера, Реверди, Уидобро). Использовал гуашь и акварель, экспериментировал с техникой коллажа (с 1913 года). Дружил с Пьером Реверди, Гертрудой Стайн, которая старалась поддерживать художника и продвигала его работы на арт-рынке.

В 1924 году Стайн пишет заметку о Хуане Грисе для журнала Little Revue. По мнению Гертруды Стайн, Пикассо стал основателем кубизма, а Грис «пропитал кубизм ясностью и экзальтацией»[источник не указан 409 дней]. Несмотря на то, что Грис считал Пикассо своим учителем, в книге «Автобиография Алисы Б. Токлас» Стайн пишет, что Пикассо стал относиться к нему с нескрываемым раздражением. По воспоминаниям Стайн, он был единственным человеком, «которого Пикассо не выносил»[источник не указан 409 дней]. Поначалу о Грисе говорили лишь как о последователе Пикассо, но, когда он стал самостоятельным художником и одним из лидеров кубизма, Пикассо стал ревновать его.