Церковь Санта-Мария-дель-Джильо


Церковь Санта-Мария-дель-Джильо (итал. La chiesa di Santa Maria del Giglio — Церковь Святой Марии с лилией, Santa Maria Zobenigo) — церковь в стиле барокко в сестиере (районе) Сан-Марко в Венеции.

Церковь, посвящённая Святой Деве Марии (лилия — символ Благовещения), известна также как Санта-Мария-Дзобениго, поскольку была возведена в X веке по заказу венецианской семьи Юбанико (Iubanico), или Джубенико (Giubenico), на венецианском диалекте: Зобениго (Zobenigo).

В XI веке церковь стала приходской и оставалась коллегиальной до 1807 года, она имела юрисдикцию над многочисленными ветвями (Сан-Моизе, Сан-Фантин, Сан-Маурицио, Сан-Бенето, Сант-Анджело, Сан-Видаль, Сан-Самуэле, Сан-Грегорио, Сан-Вио, Сант-Аньезе, Сан-Тровазо, Сан Варнаба и Сан-Раффаэле). Церковь перестраивали после пожаров в 966 и 1105 годах. Современный вид имеет после реставрации 1680 года. Ныне церковь является частью прихода Сан-Моизе и входит в ассоциацию «Chorus Venezia» (организация, целью которой является сохранение церквей Венеции).

Здание расположено на площади Санта-Мария Дзобениго, к западу от площади Сан-Марко. Храм был перестроен швейцарско-итальянским архитектором «Джузеппе Сарди Венецианцем» (1624—1699; не путать с другим венецианским архитектором Джузеппе Сарди) для адмирала Антонио Барбаро между 1678 и 1681 годами и наряду с церковью Скальци (того же архитектора) имеет один из самых пышных фасадов в стиле венецианского барокко[1].

Прославление заказчиков и донаторов (дарителей) церкви — членов семьи Барбаро — определило композицию её фасада. Вместо обычных фигур святых на нём появились рельефные карты различных мест, где служил Антонио Барбаро: Рим, Задар, Кандия, Падуя, Корфу и Сплит, а в нишах установлены статуи братьев Барбаро. Скульптуры и рельефы перемежаются со сдвоенными каннелированными колоннами в двух ярусах: внизу — ионическими, вверху — коринфского ордера (в нарушение правила ордерной суперпозиции).

Статуя в центре второго яруса изображает Антонио Барбаро, стоящего на саркофаге, она приписывается фламандскому скульптору Джусто Ле Курту, а статуи четырёх братьев Антонио, вероятно, выполнил немецкий скульптор Генрих Мейринг (Энрико Меренго). Статую Антонио Барбаро окружают аллегорические фигуры Чести, Добродетели, Славы и Мудрости. В верхней части фасада находится рельефный герб семьи Барбаро. Аллегорические фигуры, путти и трубящие гении победы приписываются работе Томмазо Руса (Tommaso Rues).