Абин (шхуна)


«Абин» — парусно-винтовая шхуна Черноморского флота Российской империи. Находилась в составе флота с 1857 по 1891 год, во время несения службы совершала плавания в акватории Чёрного и Азовского морей, а также по реке Буг, использовалась в качестве крейсерского, учебного и брандвахтенного судна. По завершении службы корпус шхуны был переоборудован в баржу, которая использовалась на Чёрном море вплоть до начала XX века.

Парусно-винтовая шхуна с железным корпусом водоизмещением 176 тонн. Длина судна по сведениям из различных источников составляла 36,58—36,6 метр[комм. 1], ширина — 4,88—4,9 метра[комм. 2], а осадка 2,9 метра. На шхуне была установлена одна горизонтальная двухцилиндровая паровая машина простого расширения мощностью от 30 до 44 номинальных лошадиных силы, что составляло 143 индикаторных лошадиных силы, и один железный паровой котёл, в качестве движителя помимо парусов использовался один гребной винт. Первоначально все установленные механизмы были производства компании Ravenhill, Salkeld & Co. Запас топлива на шхуне составлял 28 тонн угля, а её скорость могла достигать 9 узлов. Первоначальное вооружение судна состояло из двух 3-фунтовых пушек, которые в 1884 году были заменены на одно 87-миллиметровое нарезное орудие. Экипаж шхуны состоял из 39 человек, включая 7 офицеров и 32 нижних чина[1][2][3].

Наименование судна было связано с рекой, протекающей на Северном Кавказе. Шхуна была одним из двух парусных судов Российского императорского флота, носивших это наименование, также в составе Черноморского флота нёс службу одноимённый четырёхпушечный транспорт, купленный в 1843 году и погибший в кораблекрушении у кавказского берега в 1848 году[4].

Парусно-винтовая шхуна «Абин» была заказана Военным ведомством Российской империи в Лондоне, заложена на верфи Samuda Brothers в Попларе и после спуска на воду в августе 1857 года использовалась для нужд Отдельного кавказского корпуса, однако 2 (14) декабря 1857 года вместе с другими шхунами корпуса перешла Морскому ведомству и включена состав Черноморского флота России. Строительство судна вёл кораблестроитель Самьюр[2][3][5]. В кампании 1857 и 1858 годов выходила в крейсерские[6], а в 1858 году ещё и в учебно-практическое плавание в Чёрное море[7][8].

В 1859 и 1860 годах, как и в кампании предыдущих лет, принимала участие в практических плаваниях в Азовском и Чёрном морях с воспитанниками юнкерского училища на борту, в том числе вдоль берегов Абхазии[9][10][11][12]. В кампании 1861 и 1862 годах также находилась в плаваниях в Чёрном и Азовском морях[13][14] и между их портами[15], а в 1863 году совершала плавания у абхазских берегов Чёрного моря[16].