Дипилонские амфоры


Дипилонские амфоры (греч. Αμφόροι διπύλου) — аттические амфоры с росписью геометрического стиля. Такие амфоры были обнаружены в 1870 году немецкими археологами в Афинах, в районе керамика за городскими стенами, где располагался древний некрополь у Дипилонских (двойных) ворот античного города. Датируются VIII в. до н. э. Достигают 1,75 м в высоту.

На некоторых из них имеются изображения погребальных сцен. Большие сосуды использовали в качестве надгробных памятников, малые, наполненные оливковым маслом, ставили на могилах. Керамические сосуды также применяли для хранения праха умерших (известен обычай детских захоронений в остродонных амфорах с отбитым днищем).

Роспись дипилонских ваз выполнена «коричневатым лаком, обычно располагается на плечах или тулове сосуда. Она представляет незамысловатые композиции из выведенных циркулем, концентрически расположенных полукругов или кругов»[1]. Помимо окружностей, прямых и ломаных линий в подобных росписях встречаются геометризованные изображения человеческих фигур, животных, растений, солярные (окружность и ромб с точкой в середине) и водные («критская волна») знаки, меандр, заполненный характерной косой штриховкой, шахматный узор, «ёлочки», зигзаг и образуемые им треугольники вершиной вверх и вершиной вниз.

Сосуды геометрического стиля, в отличие от более ранних минойских ваз «живописного стиля» имеют подлинно монументальный характер. «По своей внутренней структуре, по своему простому, мощному ритму геометрическая керамика производит величественное впечатление»[2]. Горизонтальные полосы орнамента подчиняются ясным пропорциональным отношениям: узкие (играющие роль модуля) целое число раз укладываются в более широких. Роспись «большой дипилонской вазы» словно «смонтирована из орнаментальных колец, нанизанных на одну вертикальную ось»[3].

Так называемый «лак» на самом деле представляет собой разведённую водой смесь глины с древесной золой. После обжига такая краска приобретает коричневатый цвет. Элементы орнамента ритмически упорядочены и, вероятно, имеют не просто символическое, а культовое, обрядное значение. Технически их ритмическая упорядоченность порождена использованием гончарного круга и «момента вращения», что придаёт сосуду в целом, как форме, так и декору, тектоническое значение. Сама технология изготовления сосуда с помощью гончарного круга обеспечивает симметрию формы и элементов росписи относительно оси вращения и ясность членений: основание, тулово, завершение («шейка» и «венчик»). Горизонтальный, или «фризовый» способ расположения декора сочетается с «метопным». Горизонтальные полосы делятся вертикальными на ряд прямоугольных полей, похожих на метопы дорийского храма. Одинаковые элементы орнамента расположены зеркально «лицом друг к другу» либо попеременно, что создаёт сложный ритмический рисунок. В отдельных случаях возникает «перекличка» горизонтальных и вертикальных осей. Всё это придаёт простой геометрической орнаментации изысканный и совершенный в своём роде вид[4].