Кастанеда, Карлос


Ка́рлос Се́сар Сальвадо́р Ара́нья Кастане́да (исп. Carlos César Salvador Arana Castañeda; 25 декабря 1925[3], Кахамарка, Перу — 27 апреля 1998 года, Лос-Анджелес, США) — американский писатель, поэт, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик. Доктор философии по антропологии (1972).

Автор 12 томов книг-бестселлеров, разошедшихся тиражом в 28 миллионов экземпляров на 17 языках и посвящённых изложению эзотерического учения о «Пути знания»[3][4]. Первые книги Карлоса Кастанеды были приняты научным антропологическим сообществом[5], но, с углублением Кастанеды в оккультную и эзотерическую проблематику, научная значимость книг Кастанеды в области антропологии была критически переосмыслена и отвергнута. Невозможность проверить описанные в книгах события вызывала шквал критики их достоверности.

В более поздних книгах и интервью Кастанеда объяснил, что его книги — феноменологический отчёт, метафорическое и мифологическое описание из области оккультизма и мистицизма[6][7][8]. Он указывал, что описанные методики не являются разновидностью психоанализа или психологической помощи[9], а в 1996 году Кастанеда выпустил статьи в «Журнале прикладной герменевтики», написанные в 1971 году[10], в которых, во вступительном слове, связал учение о «Пути знания» с герменевтикой — философским методом толкования текстов[11]. В событиях книги Кастанеды «Колесо времени» учитель Кастанеды Хуан Матус заявил, что придумал псевдо-индейский шаманский вздор для отвлечения внимания[12]. В интервью 1985 года Кастанеда объяснил, что слово «тольтеки» следует толковать не в антропологическом значении, как индейскую культуру Мезоамерики, а в широком смысле, как обозначение «людей знания», подобно категории философов[13].

Карлос Кастанеда остаётся одним из ярчайших мыслителей эзотерической, мистической и оккультной направленности в русле второй половины XX века[5], характеризуемой развитием идей постмодернизма на фоне научно-технической, сексуальной и психоделической революции западного общества.

Карлос Кастанеда, следуя описанному в своих книгах «Пути воина», целенаправленно старался держать в тайне свою жизнь, а также уничтожил большинство личных вещей, записей и фотографий. В результате история его жизни стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что осложняет составление точной биографии.

Карлос Кастанеда долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и смерти при жизни[16]. Кастанеда отказывался фотографироваться, запрещал видеосъёмку и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно «Пути воина», личная история фиксирует образ человека и лишает его свободы[17].