Москва (вагон метро)


81-765/766/767 «Москва» — тип электровагонов метрополитена, разработанный и выпускаемый с 2016 года заводом ОАО «Метровагонмаш» и Октябрьским электровагоноремонтным заводом (ОЭВРЗ) по заказу Московского метрополитенаПерейти к разделу «#Выпуск». Своё название получил в честь одноимённой реки[2]. Вагоны модели 81-765 — моторные головные, 81-766 — моторные промежуточные, 81-767 — прицепные (безмоторные) промежуточныеПерейти к разделу «#Общие сведения». Кузов вагонов «Москва» послужил основой для других моделей. В частности — поезда «Балтиец» (81-725.1/726.1/727.1) для Петербургского метрополитена[3].

Технически представляет собой дальнейшее развитие вагонов 81-760А/761А/763А «Ока», но при этом содержит достаточно конструктивных отличий от предшественника, позволяющих эволюционно считаться новой сериейПерейти к разделу «#Конструкция».

По состоянию на 2023 год изготовлено 175 восьмивагонных поездов (114 базовой модели, 9 модификации .3 и 52 модификации .4), 27 шестивагонных (модификации .2), 20 пятивагонных (модификации .Б), 18 четырёхвагонных (модификации .5) и 1 четырёхвагонный (модификации .4К)Перейти к разделу «#Производство и поставки».

Первые шесть поездов начали пассажирскую эксплуатацию в Москве на Таганско-Краснопресненской линии с 14 апреля 2017 года. В Московский метрополитен поступило 123 восьмивагонных поезда базовой модели и модификации .3, 27 шестивагонных модификации .2 и 52 восьмивагонных модификации .4, в Бакинский — 20 пятивагонных, в Ташкентский — пять четырёхвагонных, в Казанский — один четырёхвагонный. В Московском метрополитене восьмивагонные поезда эксплуатируются на Таганско-Краснопресненской, Сокольнической, Некрасовской и Калужско-Рижской линиях в количестве 85, 36, 22 и 30 составов соответственно, шестивагонные — на Филёвской линии в количестве 27 составовПерейти к разделу «#Пассажирская эксплуатация». В Бакинском метрополитене 20 поездов эксплуатируются на Красной и Зелёной линияхПерейти к разделу «#Баку». В Ташкентском метрополитене 15 составов используются на линии Тридцатилетия независимости Узбекистана (бывш. Кольцевой) и Чиланзарской линии. В Казанском метрополитене работает один четырёхвагонный состав. В перспективе планируется поставка в Минский метрополитен для работы на Зеленолужской линииПерейти к разделу «#Влияние санкций в связи со вторжением России на Украину».

Вагоны данной серии имеют вертикальные демпферы немецкой компании «ZF», тормозную систему колодок немецкой компании «Knorr-Bremse», асинхронный тяговый двигатель японской компании «Hitachi» и редуктор испанской компании «CAF».[источник не указан 363 дня].


Фальшпанели межвагонных переходов: опытного (слева) и серийного поездов 81-765/766/767
Тележки вагонов: моторная 7650.31.00.010-01 (слева) и безмоторная 7670.31.00.010
Стоячая зона с местом для инвалидных колясок и трёхместный диван в передней части салона головного вагона 81-765
Салон головного вагона 81-765, вид назад. Слева видна стоячая зона
Салон промежуточного вагона 81-766. Справа видны полусиденья
Салон головного вагона 81-765.2. Сиденья имеют комбинированную планировку
Салон промежуточного моторного вагона 81-766.2. Перспектива из центральных поручней
Салон промежуточного прицепного вагона 81-767.2. Откидные сиденья
Изменённая обивка сидений с отсутствием логотипа метро на каждом из них в вагонах модификации .4
Интерьер салона промежуточного вагона модификации .4 с видоизменёнными поручнями
Потолочный поручень и чёрные панели коробов в вагонах модификации .4