Пейрон, Жан-Франсуа-Пьер


Жан-Франсуа Пьер Пейрон (фр. Jean-François Pierre Peyron; 15 декабря 1744, Экс-ан-Прованс — 20 января 1814, Париж) — французский живописец и гравёр, мастер офорта, художник академического направления.

Пейрон был выходцем из бедной семьи в Эксе и ему, не пренебрегавшему образованием была уготована карьера государственного чиновника. Будучи студентом юридического факультета, он нашёл своё призвание, когда в 1765 году в Эксе была создана школа рисования Клода Арнульфи. В 1767 году, в возрасте двадцати трёх лет он отправился в Париж, где поступил учеником в мастерскую Луи-Жана-Франсуа Лагрене[1].

Однако, неудовлетворённый господствовавшими в то время вкусами рококо, в том числе и в мастерской Лагрене, он стал искать новые пути, подражая вначале классицистическим принципам композиции Никола Пуссена, которого он сравнивал с Рафаэлем[2][3].

Считавшийся одним из лучших художников своего поколения, в 1773 году Пьер Пейрон, опередив своего главного конкурента Жака-Луи Давида, был награждён престижной Римской премией. Став стипендиатом, в 17751782 годах он семь лет провёл во Французской академии в Риме у Жозефа-Мари Вьена, уделяя особое внимание изучению античности. Проведя четыре положенного года своего пансиона в Риме, он остался там ещё на три года за свой счёт.

В 1774 году он расписал фресками салон Отеля Гримод де ла Рейниер (Hôtel Grimod de La Reynière) в Париже по рисункам Шарля-Луи Клериссо. Жозеф-Мари Вьен, увидел в художнике одну из надежд французской живописи и стал его покровителем. Кардинал де Берни, посол Франции в Риме, заказал у него две работы. Дени Дидро отозвался хвалебными оценками.

По возвращении на родину Пьер Пейрон обнаружил триумфальный взлёт карьеры Жака-Луи Давида, который затмил его собственный успех и тем самым отводил Пейрону второстепенную роль в истории французского искусства. Это стало очевидным на выставках, проводившихся в 1785 и 1787 годах в Парижском салоне.