Тюркери


Тюркери, тюркри (фр. style turc, à la turque, turquerie, turquoiserie, англ. turkery — по-турецки, в турецком стиле)[1] — одно из стилевых течений ориентализма в западноевропейском искусстве, главным образом в XVIII—XIX веках, наряду с шинуазри и японизмом, а также условные названия отдельных стилизаций либо одного из неостилей в периоды рококо середины XVIII века и историзма XIX века в различных видах искусства: архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, оформлении жилого интерьера, в одежде, в литературе и музыке[2].

Мода на восточное искусство сложилась под воздействием культуры турок-османов. После завоевания Константинополя султаном Мехмедом II в 1453 году Османская империя закрепилась на территориях Юго-Восточной Европы. В XVI—XVII веках она достигала апогея своего влияния. В этот период империя османов была одной из самых могущественных стран мира — многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи — окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке[3][4].

стилизации «тюркри» стали популярными также благодаря торговым связям и расширению дипломатических отношений между османами и европейскими странами, примером тому является франко-турецкий альянс, заключённый, хотя и из конъюнктурных соображений, в 1715 году.

В традиционной антиномии «Запад или Восток» османская Турция сыграла особую роль. Из всех восточных стран ближе всего к Западной Европе расположена Турция, поэтому самые разные экзотические стилизации связывали с «турецким стилем». Уже в XVIII веке наряду с шинуазри («китайщиной») и «сенжери» («обезьянничаньем») в разных видах искусства формируется полноценный художественный стиль, именуемый на французский манер «тюркри». В. А. Моцарт в 1781 году написал оперу «Похищение из сераля» на шуточный «турецкий сюжет», а одну из своих сонат ля мажор для фортепиано назвал «À la Turc» («В турецком духе»). В стиле «тюркри» (в данном случае точнее: в жанре) работали многие живописцы французского рококо: Ф. Буше, П.-С. Доманшен, Ж.-Э. Лиотар, Ж-Б. Пильман.

В середине XVIII столетия сначала во Франции, а затем и в России из Турции заимствовали тип мягкой мебели — диван (перс. divan‎ — собрание, соединение) с валиками и подушками. В 1774 году князь Г. А. Потёмкин привёз из Парижа в подарок императрице Екатерине II «турецкий диван» с подушками, на котором без труда могли уместиться двенадцать человек. В городских дворцах и помещичьих усадьбах начала XIX века устраивали «диванные комнаты» для приёма гостей[5][6].


Слева: Османский придворный ковёр (конец XVI века) Египет или Турция. Справа: Французская адаптация: Мануфактура Савоннери, при Людовике XIV, после Шарля Лебрена, сделано для Большой галереи в Лувре