Московский цирк Никулина на Цветном бульваре


Московский цирк Никулина на Цветном бульваре (также известный как «Старый цирк») — один из старейших стационарных цирков в России, расположен на Цветном бульваре в Москве. Вместимость зала — 2000 мест, высота купола — 25 метров, диаметр манежа — 13 метров[1][2][3][4]

С 1880 по 1913 год этот цирк носил имя основателя Альберта Саламонского, после Октябрьской социалистической революции и национализации был переименован в Первый государственный. С 1996-го носит имя артиста Юрия Никулина, который в 1983—1997 годах был его руководителем[5][6].

Основателем цирка на Цветном бульваре является Альберт Саламонский, потомственный наездник и артист. С 1862 года он выступал самостоятельно, в 1873-м открыл свой первый цирк в Берлине, а затем и в других городах: Риге, Одессе, Дубулты. В начале 1880 года Саламонский приехал в Москву с идеей построить и открыть в столице новый цирк. Средства на строительство выделил купец и золотопромышленник Александр Данилов, архитектором выступил Август Вебер[7]. Площадку для строительства выбрали на месте бывшего цветочного рынка, где традиционно останавливались балаганы и выступали бродячие артисты[8]. Конкуренция была высокой: с 1853 года в Москве работал цирк полковника Новосильцева, с 1868-го — филиал цирка Чинизелли на Воздвиженке. Практически одновременно в соседнем здании № 11 (современный концертный зал «Мир») с Саламонским открыли своё дело братья Никитины[5].

На открытии цирка выступали: хорошенькая Генриетта, превосходно жонглировавшая на слабо натянутой проволоке, г-жа Труцци, скакавшая на неоседланной лошади, отличный наездник Фредди Саламонский, клоуны-гимнасты братья Паскалини и сам Альберт Саламонский с 14 дрессированными жеребцами. Кроме того, был поставлен балет-пантомима «Жизнь в зимний вечер» с катанием на коньках и санках и комическими сценами[10].

В зрительном зале располагалось только пять рядов кресел, остальные места были стоячими или на деревянных лавках, билеты на которые стоили значительно меньше. Хотя основной публикой традиционно являлось купечество, Саламонский хотел привлечь в цирк представителей и других сословий. Многие его решения были новаторскими: использовать в программе только первоклассные номера, приглашать артистов нецирковых жанров (хоры, певцов, народных музыкантов), ставить массовые конные номера до 35 животных на манеже. Именно Саламонскому принадлежала идея создания детских представлений и Рождественских ёлок, до него цирковые зрелища считались не подходящими «к детскому пониманию».

Кроме цирковых представлений, цирк использовался для показа панорам,[11] в частности, там была показана панорама «Голгофа» Яна Стыки, которую увидели Лев Толстой и Павел Флоренский.