Амигони, Якопо


Якопо Амигони, Джакомо Амикони (итал. Jacopo Amigoni, Giacomo Amiconi; 1682, Неаполь — 21 или 22 августа 1752, Мадрид) — итальянский живописец, гравёр и художник-декоратор, один из крупнейших мастеров венецианской школы периода позднего барокко и рококо. Работал в Венеции, в городах Баварии (1716—1728), в Лондоне (1729—1739) и Мадриде (1747—1752). Наряду с Себастьяно Риччи и Джованни Антонио Пеллегрини считается одним из первых художников венецианского рококо. За свою творческую жизнь работал во многих странах Европы, поэтому творчество Амигони сыграло важную роль в распространении нового живописного стиля.

О происхождении художника, ранних годах его жизни и ученичестве известно крайне мало. Ранее предполагалось, что он родился в 1675 году, но в 1933—1934 годах стали известны данные, согласно которым сам живописец заявлял в Испании в 1750 году, что он родился в Неаполе и ему в то время было шестьдесят восемь лет. Однако и это заявление подвергается сомнению[1].

В 1711 году Амигони был зарегистрирован в гильдии живописцев Венеции (fraglia dei depentori). В том же году он начал работать в Германии. Амигони сотрудничал с венецианским живописцем Антонио Беллуччи. Многие предложения в то время, возможно, исходили от Джованни Антонио Пеллегрини, который в 1713—1714 годах находился в Дюссельдорфе[2].

В 1715 году, когда Амигони написал запрестольный образ «Христос Воскресший встречает свою мать» для Фрауэнкирхе в Мюнхене (ныне находится в церкви аббатства Фрауенвёрт на острове Фрауенкимзее)[3], он находился на службе у курфюрста баварского Максимилиана II. Амигони писал алтарные картины для Вюрцбургского собора, картины для Мюнхенской резиденции. В 1719 году для баварского курфюрста Амигони написал потолочную фреску во дворце Нимфенбург «Аллегория дня в Баденбурге». Он много работал в городах и монастырях Баварии. В Мюнхене его учеником стал гравёр Йозеф Вагнер.

Якопо Амигони много путешествовал по Европе, портреты его работы пользовались большим успехом. С 1729 или 1730 года по 1739 год Амигони жил в Лондоне, за исключением временной поездки в Париж, который он посетил в 1736 году. В русле английской портретной традиции, сложившейся после Ван Дейка и Питера Лели, а также французских художников, таких как Николя де Ларжильер, Амигони занял почётное место в этом жанре живописи[4].

В Лондоне, в 1734—1735 годах, в то время, когда он украшал Королевский театр Ковент-Гарден, Амигони познакомился и подружился со знаменитым певцом-кастратом Фаринелли. В это время Амигони написал два портрета Фаринелли, в том числе особенно поэтичный портрет, на котором певца венчает муза музыки[3].