Благовещенская церковь Конногвардейского полка


Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы — утраченный православный храм в Санкт-Петербурге, находившийся на Благовещенской площади. Являлся полковым храмом Конногвардейского полка, чьи казармы располагались поблизости. Выполнял важную градостроительную роль, выделяя в силуэте города узел оживленных коммуникаций. Разрушен советскими властями в 1929 году.

Трёхпрестольный пятишатровый храм — один из первых примеров русско-византийского стиля — был построен по проекту архитектора Константина Тона для лейб-гвардии Конного полка в 1844—1849 годах. После постройки церкви возникла мода на многошатровые храмы, его повторения появились во многих городах и весях (например, храм Казанской иконы Божией Матери в Глебове).

Архитектурное решение с навершием из пяти шатров было нетипично для своего времени, ибо строительство шатровых храмов было свёрнуто православной церковью ещё при патриархе Никоне. В плане храм имел вид продолговатого креста с полуциркульным алтарём. Как и в некоторых русских церквях, каждый угол здания был обработан тремя колоннами, собранными в пучок. В то же время стилизованные шатры и кокошники, украшавшие здание, соединились с ренессансными мотивами в оформлении фронтонов. В наружной отделке здания были использованы путиловский камень и финский гранит. Барельефы на фасаде исполнил скульптор Николай Рамазанов.

Внутри храм был отделан искусственным мрамором; лепные украшения из алебастра местами позолочены. Стены покрывали росписи. Деревянные иконостасы храма созданы охтинским резчиком С. Тарасовым. Во всех приделах иконостасы украшали резные колонны, капители; Царские врата и боковые двери были прорезные. Иконы для иконостасов церкви написали на холсте представители академизма: Фёдор Бруни, Василий Шебуев, Михаил Скотти, Пётр Шамшин, Алексей Марков, Василий Серебряков.

Внутреннее убранство храма поражало роскошью — серебряной утвари и украшений было более 160 кг. Среди святынь и достопримечательностей храма были два напрестольных креста с двадцатью пятью и девятнадцатью частицами мощей святых угодников; малое Евангелие, напечатанное в 1625 году, некогда принадлежавшее Петру Великому; серебряные сосуды для святого причастия работы петербургского мастера Захара Дейхмана. В 1850 году выполнена Фёдором Верховцевым гробница для плащаницы, украшенная рельефами[1].

На стенах храма висели бронзовые доски с именами павших в боях под Аустерлицем и Бородином офицеров, полковые знамёна, георгиевские штандарты, высочайше пожалованные полку за боевые заслуги. В витринах хранились мундиры императоров Александра I и Николая I — шефов полка как «знак царской любви к войскам и в вознаграждение по заслугам их в память о государях-благодетелях, изволивших носить их».