Брамер, Леонард


Леонард Брамер, Леонарт Брамер (итал. Leonard o Leonaert Bramer; 24 декабря 1596, Делфт, Южная Голландия — 10 февраля 1674, Делфт) — голландский художник, живописец, рисовальщик и гравёр так называемого «Золотого века» голландский живописи, мастер офорта. Романист, прерембрандтист. Известен также под прозванием Леонардо Ночной (итал. Leonardo delle Notti) благодаря «ноктюрнам» (изображению ночных сцен с особенным эффектом освещения), выдающим пристрастие художника к необычной одежде и обстановке. Работал также в области бытового и исторического жанров[5][6].

Леонард Брамер родился в Делфте, Южная Голландия, в городе, известным своими художественными и ремесленными традициями и, прежде всего, делфтской школой живописи. В 1614 году в возрасте восемнадцати лет он отправился в путешествие по Франции и Италии: через Аррас, Амьен, Париж, Экс-ан-Прованс (февраль 1616), Марсель в Геную, Ливорно и в 1616 году, наконец, прибыл в Рим. В Риме он пробыл до 1628 года.

Брамер, очевидно, хорошо знал своего выдающегося современника из Делфта, Яна Вермеера, ибо встал на его защиту, когда его будущая свекровь пыталась помешать ему жениться на её дочери. На самом деле вполне вероятно, что учителем Вермеера был не Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта, а Леонард Брамер[7], несмотря на то, что стили живописи обоих художников различны[8].

Брамер также был одним из немногих голландских художников, писавших фрески (редкое явление для искусства «севернее Альп»), этой технике Брамер научился в Италии, но ни одна из его фресок не сохранилась, как и настенная живопись на холстах, которая тоже почти не дошла до нашего времени[9].

В Италии Брамер испытал значительное влияние творчества Якопо Бассано, Д. Фетти, А. Эльсхаймера, А. Мантеньи и Веронезе[10].

В Риме Брамер стал одним из основателей общества «Перелётные птицы» или «Бент» (нидерл. bent — клуб, собрание, нидерл. Bent vogels — перелётные птицы, или нидерл. Bentvueghels — «птицы пера») — объединения иностранных художников, прибывавших в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии). В обществе получил прозвание «Непоседа» (Nestelghat) — всем членам общества по его уставу давали необычные прозвания. Брамер дружил с Вутером Крабетом II. Также он посвятил стихотворение Вибранду де Гисту. До октября 1627 года Брамер проживал в Риме, посещал Мантую и Венецию, часто для передачи посланий и встреч с живописцем Доменико Фетти. В Италии он работал по заказам принца Марио Фарнезе, а также принца Оранского и других представителей Оранской династии, получал заказы от графа Нассау, а также от местных бургомистров и заседателей[11][12].